31 января 2016
/ 4474
Книга С. Морозова "Творческая фотография" — это основательный труд объемом свыше 400 страниц. Автор прослеживает весь тот путь, который прошла фотография в своем становлении как вид искусства.
Книга написана доступным, понятным языком. И думается, что это следствие искренней и глубокой заинтересованности автора в предмете своего исследования. Чувствуется, как он по крупицам собирал материал, как искал и находил неожиданные для себя ответы. В общем, видно как он сам постепенно открывал тот мир, в который затем пригласил своих читателей.
Из книги мы узнаем много интересного о появлении и становлении фотографии. И это не формальный реверанс в сторону истории, а необходимая часть повестования. Сергей Морозов обращается к истокам появления фотографии для того, чтобы мы могли лучше понять, как и почему она стала тем явлением, которое мы видим сейчас.
Книга содержит богатейший иллюстративный материал. Более того — полиграфическое исполнение тоже на высоте и потому мы имеем возможность увидеть фотографии в достаточно высоком качестве (как цветные, так и черно-белые)
Мы узнаем о становлении жанров фотографии, о ее сложных отношениях с традиционной живописью, о творческих исканиях первых фотографов. Удивительно интересно узнавать, как изначально воспринималась фотография в обществе, как постепенно менялось к ней отношение, как расширялись рамки фотографии на пути ее признания одним из видов искусства
Глядя на работы мастеров конца XIX и большей части XX вв., осознаешь, какой удивительный непознаный мир перед ними распахнулся… И границы этого мира расширялись каждый год в соответствии с техническими достижениями в фотографии. И видно, как от вопроса "Что я могу сделать с помощью фотографии?" люди постепенно переходили к вопросу "Что я хочу сделать? Чего я хочу достичь? Что я хочу выразить?"
Книга издана в 1985 году. Это значит, что она готовилась в период идеологического диктата, что отчасти отразилось на ее содержании. "Реализм", "репортажность", "документалистика", "летопись свершений" — всему этому автор вынужден был уделить место в своей книге. Но надо признать, что сделано это словно бы из необходимости. Более того — снимки, иллюстрирующие эти темы подобраны так, что их интересно изучать.
Вот пример ниже — "Первая борозда", снимок В. Корешкова. Судя по ракурсу, фото постановочное (я учился работать на таких тракторах и понимаю, что на движущейся технике фотограф вряд ли удержался на такой точке съемки). Но все-таки суть передана! И внимательный, цепкий прищур мастера, и азарт, напряженность ученика...
Есть в книге и безликие снимки из области социалистического реализма. По всей видимости, без порции шаблонных "передовиков" книгу бы просто не выпустили в печать. Вот работа Д. Бальтерманца: "Строитель БАМа"… А почему не какой-нибудь другой железной дороги? А почему не образ путейца? Весьма шаблонный советский снимок — который так любили за идеологическую универсальность редакторы советских газет...
Однако данный снимок — редчайшее исключение из правил. В целоми, прочитав труд С. Морозова, вы не просто узнаете, как фотография стала областью творчества — вы это увидите. А разве не это трребуется любому развивающемуся фотографу?
ПОЭТИКА ФОТОГРАФИИ. ОПЫТ ГНЕВНОЙ РЕЦЕНЗИИ
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Как научиться фотографировать?
Блог → Опыт малого бизнеса
Новости → День фотографии в Красноярске
фотография теория книга история