8 (950) 970-22-55

Творческая фотография

Творческая фотография

31 января 2016 / 2464

Книга С. Морозова "Творческая фотография" — это основательный труд объемом свыше 400 страниц. Автор прослеживает весь тот путь, который прошла фотография в своем становлении как вид искусства.

Книга написана доступным, понятным языком. И думается, что это следствие искренней и глубокой заинтересованности автора в предмете своего исследования. Чувствуется, как он по крупицам собирал материал, как искал и находил неожиданные для себя ответы. В общем, видно как он сам постепенно открывал тот мир, в который затем пригласил своих читателей.
Из книги мы узнаем много интересного о появлении и становлении фотографии. И это не формальный реверанс в сторону истории, а необходимая часть повестования. Сергей Морозов обращается к истокам появления фотографии для того, чтобы мы могли лучше понять, как и почему она стала тем явлением, которое мы видим сейчас.
Книга содержит богатейший иллюстративный материал. Более того — полиграфическое исполнение тоже на высоте и потому мы имеем возможность увидеть фотографии в достаточно высоком качестве (как цветные, так и черно-белые)

С. Морозов, Творческач фотография

Мы узнаем о становлении жанров фотографии, о ее сложных отношениях с традиционной живописью, о творческих исканиях первых фотографов. Удивительно интересно узнавать, как изначально воспринималась фотография в обществе, как постепенно менялось к ней отношение, как расширялись рамки фотографии на пути ее признания одним из видов искусства

история фотографии

Глядя на работы мастеров конца XIX и большей части XX вв., осознаешь, какой удивительный непознаный мир перед ними распахнулся… И границы этого мира расширялись каждый год в соответствии с техническими достижениями в фотографии. И видно, как от вопроса "Что я могу сделать с помощью фотографии?" люди постепенно переходили к вопросу "Что я хочу сделать? Чего я хочу достичь? Что я хочу выразить?"
Книга издана в 1985 году. Это значит, что она готовилась в период идеологического диктата, что отчасти отразилось на ее содержании. "Реализм", "репортажность", "документалистика", "летопись свершений"  — всему этому автор вынужден был уделить место в своей книге. Но надо признать, что сделано это словно бы из необходимости. Более того — снимки, иллюстрирующие эти темы подобраны так, что их интересно изучать.
Вот пример ниже — "Первая борозда", снимок В. Корешкова. Судя по ракурсу, фото постановочное (я учился работать на таких тракторах и понимаю, что на движущейся технике фотограф вряд ли удержался на такой точке съемки). Но все-таки суть передана! И внимательный, цепкий прищур мастера, и азарт, напряженность ученика...

В. Корешков

Есть в книге и безликие снимки из области социалистического реализма. По всей видимости, без порции шаблонных "передовиков" книгу бы просто не выпустили в печать. Вот работа Д. Бальтерманца: "Строитель БАМа"… А почему не какой-нибудь другой железной дороги? А почему не образ путейца? Весьма шаблонный советский снимок — который так любили за идеологическую универсальность редакторы советских газет...

Д. Бальтерманц

Однако данный снимок — редчайшее исключение из правил. В целоми, прочитав труд С. Морозова, вы не просто узнаете, как фотография стала областью творчества — вы это увидите. А разве не это трребуется любому развивающемуся фотографу?

ПОЭТИКА ФОТОГРАФИИ. ОПЫТ ГНЕВНОЙ РЕЦЕНЗИИ

 

Похожие статьи:

НовостиДень фотографии в Красноярске

--Корневой раздел--Как научиться фотографировать?

БлогОпыт малого бизнеса

фотография теория книга история


Комментарии 6

31 января 2016 в 21:16 #
Виталий
Артур, я полностью разделяю Ваше мнение о книге «Поэтика фотографии» и, в общем, согласен с Вами о пользе книги «Творческая фотография», но далеко не полностью. Поскольку весомая часть отечественного фотоискусства не нашла своего отражения в этом солидном фолианте и об этом мало кто вообще имеет представление.
И сегодня, когда кто-нибудь берется писать о советской фотографии 70-х – 80-х годов ХХ века, то по устоявшемуся стереотипу начинает перебирать все ту же колоду имен фотокорреспондентов ТАСС, АПН, "Огонька" и т.д. Даже не утруждая себя пояснением или не отдавая себе отчета в том, что эти люди определяли лишь состояние фотожурналистики, а не фотографии вообще, что существовала и успешно развивалась, вопреки всему, и фотография художественная, со своими именами и достижениями.
Прочитайте мой пост «О советской художественной фотографии на исходе ХХ века», пройдя по ссылке: http://fotokto.ru/blogs/o-sovetskoi-hudozhestvennoi-fotografii-na-ishode-hh-veka-19182.html , где я рассказываю о том, что знаю лучше кого бы то ни было, и чему как раз и не хватило места в книге С.Морозова.
0

1 февраля 2016 в 06:20 #
Спасибо за дополнение!
0

1 февраля 2016 в 15:37 #
Виктор Пермяков
Удивительно многообразие Ваших талантов и точек их приложения! Также интересно желание ниспровергать авторитеты ( они ведь не могут ответить по существу). Вот и в этом небольшом примере занятный пинок по Дмитрию Бальтерманцу - " Вот работа Д. Бальтерманца "Строитель БАМа"… А почему не какой-нибудь другой железной дороги?"
Вы журналист и к.и.н., назовите - какие другие ж/д дороги строились в то время?
Почему бы не назвать его путейцем?
А вот почему -
"Путе́ец. Монтер пути (др.назв. Путеец) — работник железнодорожного транспорта, в обязанности которого входит ремонт и текущее содержание железнодорожного пути. Непосредственными руководителями являются бригадир пути (ПДБ) и дорожный мастер (ПД)." У Бальтерманца в кадре не ремонт или текущее содержание пути.
На снимке изображён участок по изготовлению ж/д полотна : в руках у строителя пневматический костылезабивщик, на путях, по которым он идёт, костыли только наживлены, на заднем плане штабель готовых к укладке кусков рельсового полотна. Вот всё это и есть стройка.
Про идеологию всё понятно (даже не будем смотреть нынешнее ТВ,где её абсолютно нет...), но о поэтике можно и порассуждать. Мне лично нравятся линии на снимке - горизонтали шпал, небольшие вертикальные векторы костылей, диагонали рельсов стремятся сойтись где-то далеко за спиной рабочего, что говорит о громадности стройки, тёмный, но не безликий фон, тоже свидетельствующий о масштабах БАМа... Даже направление нашего взгляда идёт на Восток ( по привычной схеме, что Север всегда у нас в восприятии находится вверху). А рабочий идёт на Запад, где нужно начинать свою работу.
С детства помню прекрасные стихи Баратынского :
"Невластны мы в самих себе
и в молодые наши леты
даём поспешные обеты
смешные, может быть,
всевидящей судьбе..."

Вам почти 43 года! (заранее не поздравляют), пора бы и расставаться с юношеским максимализмом и высокомерным осуждением прошлого. Желаю успехов!
0

1 февраля 2016 в 19:51 #
Меня в этом снимке больше лицо рабочего смутило. С хитринкой некоторой оно. Человек будто себе на уме smile Несет что-то за спиной, улыбается про себя... smile
В общем, я смайликов в своем ответе наставил, но некоторое ощущение "хитрованства" у меня и правда есть от снимка
0

2 февраля 2016 в 17:33 #
Виктор Пермяков
Выражение лица это тоже может быть отражением эпохи. Работяга не дурак, понимает задачи фотографа, знает и роль БАМа в идеологии партии, и своё к этому отношение, и (может быть) усмехается усилиям Бальтерманца в выборе композиции и количестве дублей. Но безликим этот кадр считать нельзя, а каждое следующее поколение читателей и критиков может находить что-то новое, нами пока не понятое
0

14 февраля 2016 в 11:06 #
Кстати, в книге "В объективе - жизнь", выпущенной в 1987 году, Бальтерманца тоже упрекнули в том, что к съемке промышленных сюжетов он подходит формально и отрабатывает их "по инерции"
http://mihanev.ru/blog/v-obektive-zhizn.html
smile
0