8 (950) 970-22-55

Опыт малого бизнеса

Опыт малого бизнеса

1 сентября 2015 / 2854

В детстве я был тихим, отстраненным от класса ребенком. Вряд ли я смог бы поверить тогда что буду заниматься предпринимательством и более того — осмыслять свой опыт...
 
Судьба стала готовить меня уже на первом курсе.
Как бы тихо я не сидел на задней парте, но при выборе старосты вся группа вдруг одновременно повернулась в мою сторону… Затем так же внезапно меня назначили старостой этажа в общежитии. А после, невзирая на сопротивление — председателем профкома студентов.
И вот так на меня свалилась куча организационных дел. Выдача стипендии, проведение субботников, дней факультета и многое другое. В итоге, сам того не ведая, я учился основам планирования.
По окончании университета мой план был прост — идти работать журналистом по специальности (чтобы постепенно занять пост замредактора и так спокойно работать до пенсии). Но не тут-то было. Едва я начал работать, как мне предложили должность редактора в крупном федеральном проекте. Я до сих пор помню ощущение паники — не справлюсь! Я не знаю, что такое ППГ, не знаю, где заказывать бумагу, я не занимался набором персонала...
Однако я решился возглавить проект и он очень хорошо пошел в рост. После меня пригласили возглавить аналогичное издание у конкурентов — и снова хорошие результаты.
А вот затем… затем я пересел с кресла редактора на офисный стул в крупной уважаемой компании.
Социальный пакет, корпоративы, грамоты и… бесприютность. Я вдруг отчетливо ощутил, что работа в должности сотрудника не по мне. У меня есть право на мнение — но нет права принять решение. У меня есть идеи — у руководства нет желания дать им старт. И вот в итоге я решил заняться собственным делом. Произошло это без помпы, достаточно обыденно и просто. Я оценил рынок, свои возможности и те проблемы, которые необходимо решить в первую очередь. А после начал работать.

И вот сейчас я хочу поделиться некоторыми размышлениями на тему бизнеса.

Бизнес не должен начинаться с восторга.
Если вас перед началом своего дела посещают мысли "Классный стартап! Золотое дно! Деньги лежат под ногами!"
… пиши пропало.
Все заглохнет. Чем проще кажется начало, тем хуже перспективы дела.
Еще один момент. Если вас посещают мысли о социальной значимости вашего бизнеса — ставьте на нем крест. Потому что бизнес — это прежде всего зарабатывание денег. А уже затем, встав на ноги, вы можете часть денег, времени и ресурсов отдать на социальные проекты. Грубо говоря: у вас есть конная ферма, вы занимаетесь прокатом. Лишь обеспечив себе устойчивое финансовое положение, вы можете отдавать лошадей бесплатно для иппотерапии.
Не беритесь за глобальные проекты.
Меня просто поразили хорошие знакомые, которые спросили, стоит ли им брать кредит в два миллиона, чтобы купить… мусоросжигательный завод! Не имея опыта в бизнесе вообще, они готовы были рискнуть довольно большими деньгами на совершенно незнакомом поприще. Я глубоко убежден, что первые шаги в малом бизнесе нужно делать в тех сферах, которые вам хорошо знакомы и где вы чувствуете себя специалистом. Кроме этого, первые вложения должны быть сравнительно малыми и нацеленными на "быстрые деньги". Только так вы сумеете понять, верное ли направление выбрали. И если ошиблись, то понесете минимальный финансовые урон. На примере фотостудии можно привести такое направление, как фото на документы. Небольшие вложения, быстрая доходность, а также мобильность при необходимости переезда.
Диверсификация.
Этому меня научил мой хороший друг. Он высказал простую мысль: "Если у тебя есть компьютер, принтер и сканер, ты должен выжать из них все". То есть: печать, сканирование, монтаж, реставрация, макетирование, распознавание текста, создание сайтов и так далее. Применительно к ресурсам фотостудии это звучит так — фотосессии, мобильная фотостудия, выездная фотосъемка, рекламная фотография, фотокурсы, реставрация снимков, изготовление коллажей, фотопечать, сканирование фотопленок, изготовление фотокниг, фото на документы, аренда фотостудии, фото на резюме, печать на дисках.
Если даже где-то одно или два направления "просядут" из-за кризиса, остальные обеспечат тонкие ручейки доходов, которые в итоге сольются в более мощный поток.
Рекламная компания.
Очень важно продумать средства и каналы распространения рекламной информации. Иначе куча денег улетит в никуда. Что мы только не перепробовали в фотостудии: раздавали стикеры со скидками, вывешивали рекламные плакаты в многолюдных местах (вроде кафе), размещали аудиоролики в близлежащих супермаркетах… А в итоге, наибольший приток клиентов обеспечила наружная реклама в виде световой вывески и штендеров. О рекламе же в интернет речь пойдет ниже.
Реклама в интернет.
Едва начав работать в студии, я тут же начал интенсивно развивать сайт. Наполнял его уникальным содержимым, размещал ссылки на тематических ресурсах, организовал работу форума. Далее появились группы в "Контакте" и "Одноклассниках". Затем я начал оплачивать рекламу в Яндекс. Директ. Освоил Яндекс.Метрику. Оптимизировал сайт под предпочтения Google. Все это привело к тому, что мой сайт за полгода обогнал ресурсы конкурентов и стал мощной бесплатной рекламной площадкой.
Промоакции.
Мы даже не догадываемся, сколько интересных акций можно придумать на базе тех же фотоуслуг! Например, при нашей фотостудии мы создали бесплатный фотомузей, который стали часто приглашать на городские культурные площадки. Мы проводили мастер-классы в крупнейших выставочных центрах города. Организовали флэшмоб со старым фотоаппаратом ФКД прямо возле фотостудии. Выступали на Арт-набережной и так далее. А каждое такое мероприятие — это возможность раздать свою рекламу, засветить свой логотип и получить упоминание в соцсетях от совершенного незнакомых людей.
Улыбка.
Я с трудом, но приучил себя встречать и провожать клиентов улыбкой. Результат был поразительный. Я видел, как на глазах менялись лица людей, входящих в студию! Увы — в России клиент еще достаточно запуган и будто несет на себе бремя советского "ненавязчивого" сервиса. Когда его встречают улыбкой, отношение к фирме тут же меняется — клиенту будто сделали бесплатный подарок до совершения покупки. Постепенно я начал внутренне "улыбаться" и перед тем, как взять трубку — чтобы клиент чувствовал, насколько ЕМУ здесь рады.
Обмен опытом.
Общение с другими предпринимателями жизненно необходимо. Пусть вы работаете в разных сферах, но задачи-то решаете одинаковые! Привлечение клиентов, решение конфликтов, оптимизация расходов… да мало ли, что еще. В крупных городах постоянно организуются дискуссионные площадки, работают бизнес-клубы, выступают бизнес-тренеры. Включаться в этот круг общения необходимо.
Обратная связь.
Крайне важно, чтобы большинство клиентов оставляло отзывы о вашей работе. Это могут быть рекомендации на вашем сайте в специальном разделе. Это может быть "Фламп". Это могут быть различные тематические сайты, отвечающие вашему профилю. Обратная связь поможет быстро отреагировать на пожелания, и подчеркнет ваше уважительное отношение к клиентам.
Постоянный рост.
Мой начальник однажды сказал, поворачивая ладонь: "Бизнес может двигаться либо так, либо так". Как вы догадываетесь, ладонь не приняла горизонтального положения… Развивайте себя, осваивайте новые технологии, изучайте современные тенденции — и поднимайтесь все выше по лестнице бизнеса

И напоследок — пара размышлений.
А для чего все это?
Заработать деньги?
Конечно
Вложить их в дальнейшее развитие?
Несомненно
Хорошо отдохнуть от трудов праведных?
Разумеется
Ну а дальше-то что?
И вот тут я впервые задумался о том, что бизнес может и должен стать средством личностного развития. Ведь рано или поздно ты наладишь производственный процесс и тебе станет скучно. Деньги есть, репутация тоже, бренд устоялся… а ведь тебе всего 42 года.
И вот здесь возникает вопрос о личностном росте. То ли открывать новые направления деятельности. То ли осваивать новые формы взаимодействия с клиентами. То ли вообще начать новый стартап...
В любом случае, мне нравится быть предпринимателем. Бизнесменом я себя не назову — уж больно громко звучит. А вот предприниматель — это да. Я именно ПРЕДПРИНИМАЮ новые шаги в бизнесе, рекламе, общении с клиентами. Где-то выигрываю, где-то ошибаюсь. Мои премии и штрафы целиком зависят от меня. Как и моя пенсия с медицинской страховкой.  Я сам определяю часы своей работы и длительность отпуска. У меня нет страха перед начальством, потому что я сам себе начальник. Разумеется, при этом у меня нет и никаких гарантий со стороны работодателя. Но выбирая между прошлой работой и нынешней, я, конечно же, выбираю сегодняшний день. Свобода неразделимо связана с ответственностью и я готов ее взять на себя.

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Как научиться фотографировать?

БлогФотопортрет на ветчине

НовостиДень фотографии в Красноярске

фотография коммерческий фотограф бизнес


Комментарии 9

2 сентября 2015 в 13:12 #
Наталия Внукова
Артур, спасибо за статью. Очень полезная по содержанию и удивительно хорошая по форме - лаконичная, четкая, емкая. Успехов в бизнесе!
0

2 сентября 2015 в 13:13 #
Спасибо
smile
Рад, что какие-то мысли оказались полезными
0

4 сентября 2015 в 10:48 #
Евгений
Интересно было почитать!
0

6 сентября 2015 в 20:36 #
0

28 октября 2015 в 19:34 #
Ольга
Артур! очень интересно было прочитать статью! и совершенно верно подмечено про улыбку! я сама, начиная со звонка в Вашу студию, почувствовала отзывчивость и готовность помочь! А во время курсов увидела, что люди всегда из студии уходят с ответной улыбкой на лице. Спасибо, за доброе отношение!!!
0

28 октября 2015 в 19:40 #
Пожалуйста! Был очень рад прочесть ваш отзыв
smile
0

3 ноября 2015 в 18:16 #
Ирина
Мне понравилось и изложение и охват проблем..., спасибо!
0

23 ноября 2015 в 16:10 #
Артем
Рентабельно открыть фотобизнес в селе население 1000 человек?, конкурентов нет!
0

23 ноября 2015 в 18:21 #
Считаю, что фотобизнес в таких условиях может быть только ПОДСПОРЬЕМ по отношению к основному заработку
Наиболее актуальными будут фото на документы
Дополнительно можно оказывать услуги ксерокопирования
В идеале один хороший качественный принтер должен быть для фотопечати фото на документы. Второй принтер (попроще) для распечатки бытовых фотографий, текста и прочего. Но можно обойтись и одним хорошим принтером
Можно оказывать услуги реставрации фото, дублирования снимков, увеличиения фото (спрос будет наиболее активен в преддверии Дня Победы)
Можно проводить простые фотосесии в студии, снимать свадьбы (пусть их и мало, но ценником небольшим можно завлечь первых клиентов, а там уже и мода появится)
В общем, нужно максимально разнообразить сферу деятельности
И еще - возможно, не стоит покупать новое оборудования. На интернет-аукционах и досках обявлений можно купить б/у в очень хорошем состоянии недорого
Сначала доход будет небольшим. А вот потом в идеале про вас должны узнать и жители менее крупных окрестных сел. И вместо того, чтобы ехать делать фото на документы в райцентр, буду ехать к вам.
Если всерьез задумаетесь над созданием фотосалона - пишите на почту, обозначьте бюджет, я скажу, насколько он реален. Кроме того, нужно знать про ваших конкурентов в райцентре. Необходимо также выяснить предпочтения сельчан (какие услуги востребованы, какие нет, какие МОГУТ СТАТЬ востребованными). Надо знать про каналы распространения информации о фотосалоне (районная газета? листовка на Доме культуры? объявление на совещении в школе? сарафоанное радио?)
Аренда? Где, сколько будет стоить. Расходные - куда будете ездить за картриджами и бумагой? Налогообложение - ИП сейчас бешенные налоги платят только в один пенсионный фонд...
В общем, вопросов много smile
0