Как научится фотографировать? Лавров А.М. Оттиск статьи из журнала "Фотограф-любитель". — Спб.: Изд-во "Общественная польза", 1899 г.
"В наше время, к услугам фотографа-любителя имеются объективы различных свойств, камеры всевозможных систем, пластинки, химические продукты, специально вырабатываемые для современной светописи. Есть бумаги на различных солях с указаниями, как ими пользоваться. Выпущены краткие и подробные руководства по светописи. И начинающие любители-фотографы часто думают, что весь процесс уже настолько упрощен и не хитер, что
стоить только обзавестись аппаратом, как им откроется целая наука и искусство светописи...
Однако, при первых же самостоятельных работах большинство из любителей терпит неудачу и снова тратится на материалы, а иногда даже на покупку новых приборов, сваливая всю вину на купленные им материалы и приборы.
Первым всегда является вопрос: какой купить себе объектив; затем идет отыскание проявителя, который давал бы любителю лучшие результаты; далее идет проба различных пластинок, заканчиваясь видоизменением сортов позитивных бумаг. Но все эти траты часто не приводят любителя к желаемым результатам, и тогда уже он ясно начинает понимать, что
не в препаратах и приборах сила его неудачи, а в его незнании самых элементарных начал фотографии.
В общем, если любителю придется самостоятельно заняться светописью, то наверное первые его пробы, при всем его желании, навряд ли увенчаются успехом, пока он не встретится с практиком, который укажет ему на то, что он не понял между строк во всех находящихся у него, под рукою руководствах...
Итак, несмотря на всю видимую простоту и несложность современной светописи, она является далеко не столь простой и легкой, как кажется.
Так, все отрасли фотографии хоть и имеют основные законы, но очень различаются в приемах. Вот почему прежде всего мы советуем любителю
не бросаться в своих опытах по всем разделам фотографии. Не стоит также искать так называемый "универсальный" объектив (в большинства случаев негодный для всех родов сказанной съемки). Хотя зачастую происходит всегда почти наоборот: новичок-любитель начинает снимать портреты, употребляя приобретенный апланат или анастигмат для пейзажа. Тогда как фотограф-практик работает со специальным портретным объективом, который не только превосходить светосилой… но и обладает еще качеством смягчать неровности лица, чего не может дать апланат вследствие глубины своего f и резкости всего покрываемого поля.
Точно также для репродукции с картин, чертежей или архитектур употребляются особые объективы с короткими f расстояниями, обнимающие до 100° по горизонту. А большинство любительских объективов имеет от 60° до 80°, что делает указанную работу уже более затруднительною.
Стремление каждого начинающего приобрести такой объектив, чтобы им можно было работать все — начиная с репродукции, пейзажа, портрета, до моментальных снимков включительно, и чтобы при этом объектив был недорогой. Из сказанного выше ясно, что только тот из объективов подойдет
отчасти к таким снимкам, который для утешения начинающих
носит название «универсального». Это прилагательное, прибавлен напр., к слову объектив, означает, что он годен для всякого рода съемки. Но, собственно оно только значит, что, при случае таким объективом
при непременном условии уменья и опытности работающего, возможно исполнить большинство перечисленных нами работ. То есть
при умении им можно снять портрет,
при умении им можно сделать репродукцию и т. п. Но это вовсе не означает, что новичок в состоянии будет с первых же шагов исполнить все то, что приобретается лишь знанием и практикой..."
Ждите оцифровки следующих изданий: