Широкоугольный светосильный 35-миллиметровый объектив Мир-24Н – одно из самых недооцененных стекол нашего времени. Хотя, и оценивать-то его особо некому – объектив был мелкосерийным и найти Мир-24Н в продаже за нормальную цену сегодня непросто.
Как и вся оптика, изготавливавшаяся на предприятиях завода «Арсенал», объектив радует добротностью и эргономикой. Его просто приятно взять в руки – есть в нем что-то «европейское» в плане сборки.
Лепестки диафрагмы (числом шесть) отлично матированы и не допускают переотражений. Мультипросветление заметно на глаз – у верхней линзы оно имеет один оттенок, у средней – иной. Диафрагма плавно и четко перещелкивается от значения f/2.0 до значения f/22 (причем можно выставить промежуточные значения между некоторыми делениями).
Удивила и порадовала крышка объектива – я первый раз встретил у советской оптики столько удобное решение с двумя зажимами по бокам.
Ну, а теперь перейдем к картинке. Должен признать, что Мир-24Н стал первым объективом, который подружил меня с фокусным расстоянием 35 миллиметров. Согласитесь —
обилие «тридцатьпяток» на вторичном рынке говорит лишь о том, что их владельцы не смогли освоить и принять данное фокусное расстояние. Не хочу хвастать, но выскажу мнение – до 35 миллиметров нужно дорасти и порой на это требуются годы.
Чем же оно является для меня? Это пространство рядом с фотографом, в котором реализуется какой-то жизненный сюжет, будь то действие или состояние. Я никогда не возьму Мир-24Н в саянский поход – для этого у меня есть гораздо более просторные фиксы. А задача Мир-24Н – показать жизнь человека и среду его обитания с расстояния нескольких шагов…
Вот почему я редко ужимаю диафрагму при работе с этим объективом. Красивое боке (а оно у него действительно красивое, спокойное и мягкое) не самоцель. За счет размытия фона я просто добиваюсь концентрации внимания на главном герое, предмете или сюжете. Согласитесь – когда что-то привлекло наше внимание на улицах города, все остальное словно бы «расплывается», уходя на периферию нашего восприятия… Так вот, Мир-24Н помогает мне усилить этот эффект техническими средствами.
Сам по себе рисунок у объектива очень спокоен, приятен и поэтичен. Я невольно сравнивал его с «ламповой» картинкой теплого, пленочного Canon EF 20-35/2.8L. Оба стекла отличаются также хорошей резкостью, хотя у Мир-24Н она, как бы это выразиться… более спокойная, что ли. В общем, не «бритвенная», что, однако не мешает достижению творческого результата. Это и неудивительно – ведь по разрешению край/центр данный объектив уверенно ходит в число лидеров среди всей советской оптики. А потому и пейзажная, и архитектурная съемка вполне ему удаются — вы сможете убедиться в этом, посмотрев примеры ниже (а заодно оцените и отсутствие проблем с геометрией)
Объектив едва уловимо софтит на полностью открытой диафрагме – но чтобы заметить этот эффект, надо многократно увеличить изображение. Также на полностью открытой проявляется довольно сильное виньетирование – оно особенно заметно на краях кадра.
В остальном же – геометрия, ХА – данное стекло не вызывает никаких нареканий. Цвета насыщенные, яркие, контраст почти не требует усиления при постобработке.
Работая с этим объективом, я открыл для себя удивительную вещь – захотелось чаще дорабатывать внутрикамерный JPEG, нежели крутить исходник в RAW-конвертере. Вот такое качество дает Мир-24Н.
На современный фотоаппарат объектив встает как родной (помните, я выше писал про его «европейский» облик?) Мир-24Н смотрится на камере вполне органично – и при этом сохраняет отголосок дизайна своей эпохи.
На зеркальных камерах Nikon для него не требуется переходник и потому комплект получается весьма компактным. На зеркалках Canon будет то же самое. А вот на беззеркалках не менее 2,5 см. «съест» переходник – но это неизбежно, учитывая разницу в рабочем отрезке.
Ниже вы можете посмотреть примеры снимков с Мир-24Н, большинство из которых сделаны на полностью открытой диафрагме.
Ну, а в заключение — пара попыток стилизовать снимки, полученные с помощью Мир-24Н, под
пленочную картинку
ЧИТАТЬ ПРО ЕЩЕ ОДИН СОВЕТСКИЙ ШИРИК "МИР"