8 (950) 970-22-55

Вторая жизнь старых снимков

Вторая жизнь старых снимков

27 марта 2016 / 2956

В 1960-х годах в Чехословакии выпускался весьма интересный альманах "Фотография". Для стран социалистического лагеря это было по-настоящему смелое издание — свободное от идеологических догм, готовое размещать работы, далекие от канонов "соцреализма". Ниже я привожу подборку фотографий из десяти выпусков "Фотографии" за 1960-1968 года.

Практически все снимки публикуются в сети впервые.
И, пожалуй, именно этот факт заставил меня взяться за работу. Ревю "Фотография" выходило всего четыре раза в год, ограниченным тиражом и стоило целых 2 рубля за экземпляр. То есть, распространение этого издания было весьма ограничено. Вот почему фотографы порой буквально караулили у киосков "Союзпечати" завоз очередного выпуска. И получается, что замечательные снимки, достигнув небольшой аудитории, после просмотра журнала растворялись в небытии…
Как же так?
Ведь на этих снимках можно учиться. Благодаря им можно лучше понять, как развивалась фотография! Именно эта мысль и подтолкнула меня к их оцифровке и публикации.

Владимир Тума
Владимир Тума. Цветы

Этот удивительный в своей простоте и гармонии снимок покорил меня с первого взгляда. Здесь нет ничего лишнего в плане композиции; здесь прекрасно переданы все тона и полутона… Попытка найти информацию о фотографе привела на сайт "Голос Америки", где находится видео, в котором Владимир Тума описывает вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 году. Больше информации о фотографе в сети нет

Неклан Троусилек
Неклан Троусилек. Пейзаж с домом

И вновь — простота и гармония. Снимок дышит уравновешенностью, покоем. Здесь построенный человеком дом и посаженные им же деревья являются органической частью природы. Увы — информации о фотографе найти не удалось, хотя сама фамилия Trousílek весьма распространена.

Жанин Ниепс
Жанин Ниепс. Веселая сказка

Написание фамилии сразу заставляет вспомнить знаменитого изобретателя, стоявшего у истоков фотографии. Данный снимок подкупает своей искренностью и чистотой момента. К счастью, творчество  Janine Niépce хорошо освещено в интернете и вы можете посетить посвященный ей сайт по этой  ссылке

Эдуард Гартвиг
Эдуард Гартвиг. Пахарь

В отличие от пасторальных картинок с образом пахаря этот снимок поражает своей монументальностью. Далеко не всегда удается создать такой кадр на фоне гор. И связь ближнего и дальнего плана заставляет воспринимать фигуру пахаря как нечто древнее, исконное, глубокое. Эдуард Гартвиг, пожалуй, самый известный польский фотохудожник, а потому информацию о нем легко найти в сети

Фотограф В. Плотников
В. Плотников

Снимок, который заставит каждого задуматься о своем. Кого-то об одиночестве, кого-то — о бунтарстве, потерянности, упорстве… Тем и прекрасно настоящее фотоискусство, что созданный художником образ расширяет для нас рамки этого мира, заставляет увидеть нечто большее, чем просто фигура человека на фоне пустынных песков.
Валерия Плотникова ныне называют "гламурным" фотографом советской эпохи. А почему — вы можете узнать здесь

Клара Лангер
Клара Лангер. Беспризорник

Снимок венгерского фотографа поражает двумя вещами. Во-первых — это по-настоящему архетипичный образ беспризорника. Мы поневоле удивляемся — как фотографу удалось перенестись на столетия назад, чтобы снять этого мальчишку, идущего по пыльным дорогам Европы? Но есть и еще один момент — документальная ценность снимка. Оказывается, этот архетипичный образ создан… в 1943 году.

Павел Кривцов
Павел Кривцов. Поэзия будней.

И снова перед нами снимок, который не дает просто так перелистнуть страницу журнала. Выбранная точка съемки, работа с контрастом превратила обычную прогулку в драматический образ...
Известному фотографу Павлу Кривцову посвящена хорошая публикация в сети, в которой вы найдете еще больше снимков.

Фотограф В.Орлов
 В. Орлов. Среди вечных льдов

И вновь работа советского мастера. Как удалось сделать этот снимок? Специально ли пролетел самолет над этой точкой (ибо шасси не выпущено)? Либо тут все-таки проходит посадочная глиссада, а медведь просто удачно оказался в кадре? А может, медведя специально прикармливали, чтобы он вышел именно к этой точке?
Как бы то ни было, снимок получился по-хорошему "советским", емким и лаконичным в своей содержательности.

Франтишек Дворжак
Франтишек Дворжак. Оттепель

Яркий пример того, когда фотография после обработки уже уходит от традиционно "своих" изобразительных средств, приближаясь к картинам, написанным художниками. Высокий уровень абстракции, обобщения, лаконичности — все это без лишних слов передает каждому зрителю свой смысл снимка.

Мирослав Галько
Мирослав Галько. Горизонт

И снова — простота, доходящая до символизации. Горизонт природный и рукотворный. Соседство сплошной и пунктирной линии. Строгость геометрических форм и стихия сглаженных холмов… Вновь каждый увидит что-то свое и вновь снимок оставит свой след в душе — а значит, фотограф трудился не зря.

Павел Диас
Павел Диас

Прекрасный постановочный снимок, интересный ракурс, отличное сочетание геометрий линий… и зонт лежит там, где ему надо лежать!
Читайте больше про пражского фотографа Павла Диаса

Борис Бояринский. Не пришла
Борис Бояринский. Не пришла...

Дождь на стекле придает этому снимку ощущение акварели. Тональная выразительность и композиционная выверенность заставляют остановить на нем взгляд. Подпись под снимком гласит: "Не пришла...". Но думается, мы, зрители, свободны от авторской трактовки изображенной темы. И тогда снимок становится шире, значимее в своей выразительности.

Ярослав Тройян
Ярослав Тройян:… я тоже ждал!

А вот здесь мы с улыбкой соглашаемся с автором. Короткая городская зарисовка так много говорит и о том времени, когда она была сделана и о тех людях, которые жили и выживали в ту эпоху

Петер Брейтенбах
Петер Брейтенбах. Трудное задание

Ну, если по мне, то я бы назвал этот снимок "Скучное задание". Фотограф поймал хорошо знакомый всем нам по школе и вузам момент: "И зачем я все это делаю?!" Взгляд ребенка отсутствующий, сам он где-то там — за пределами класса. Хороший сорванец, который мгновенно сорвется с места, едва лишь прозвенит звонок...

Мирослав Войтек
Мирослав Войтек. Понравится ли ему?

И вновь я не соглашусь с авторским названием снимка! По-моему, героиня настолько в себе уверена, что задает вопрос в другой тональности: "А что именно ему понравится во мне?" Прекрасный эмоциональный, легкий, живой снимок...

П.М. Рафес
П.М. Рафес. Ранняя весна

Для меня это образец пейзажного снимка при работе со средним планом. Передана атмосфера и настроение. Снимок живет и дышит весенней сыростью. На таких фотографиях останавливается, отдыхает взгляд...
Интересно, что Павел Рафес вначале состоялся как ученый, а фотография, будучи хобби, затем заняла заметное место в его жизни.

Фердинанд Валент
Фердинад Валент. Очаг

Строгость и даже скупость геометрических форм. Снимок выходит на уровень символизации, и неслучайно автор дал ему столько краткое название.
"Очаг"… Мы даже не видим дымка из трубы — не то что самого очага. Но, тем не менее, авторская трактовка принимается — это дом, где тебя примут и согреют.

Семен Чайка
Семен Чайка

Глядя на снимок, даже не хочется рассуждать о перспективе, диагоналях, правилах третей… Эта фотография настолько проста, что сама расскажет о себе без всяких слов.

Леонид Бергольцев
Леонид Бергольцев

На снимке изображен пианист Ван Клиберн во время его гастролей в Москве. Но мы видим не только документальное свидетельство бреши в "железном занавесе". Фотограф показал нам Мастера — ушедшего в себя, погрузившегося в свой внутренний мир… чтобы через мгновение распахнуть для нас мир Музыки.

Петр Зора
Петр Зора. Родной дом.

Один из немногих цветных снимков в "Фотографии". Он постановочный — начиная с расположения предметов на столе и заканчивая одеждой женщины на заднем плане. Но постановка эта настолько хороша, что снимок становится шире заявленного автором названия. Во мне снимок пробуждает образы Карпат и быта южных славян… Казалось бы — ну что в этом снимке такого? Есть и гораздо более яркие этнографические фото! Но именно это снимок спокойно и просто открыл для нас мир, который был по-настоящему близок чешскому фотографу...

В. Лебедев
В. Лебедев. Старт советской космической ракеты

Дл меня это по-настоящему "космический" снимок! Он потрясает своей масштабностью. Как же повезло фотографу, что он смог сделать его с борта самолета; что старт был назначен именно на то время, когда Солнце столь выразительно подсветило дымный след от ракеты… Выше облаков, выше атмосферы — словно сестра Солнца сияет ракета где-то у самой верхней границы снимка...

Герман Григорьев
Герман Григорьев

И вновь тема пути. Но уже земного. Лаконично и просто передан образ движения. Мы не видим локомотив, но узнаем его по знакомому расположению ламп. Диагональный отблеск рельс подсказывает, куда именно движется состав. Снимок композиционно завершен, в нем нет ничего лишнего.

К.С.Чу
К.С.Чу. Гонконг. В дождь

Один из тех снимков, про которые думаешь: "Повезло! Поймал момент и сделал такой хороший кадр!" Но кто знает, сколько рикш пробежало перед фотографом? Сколько кадров отправилось в корзину, прежде чем остался один этот — через который мы чувствуем тропический дождь и познаем далекий, неведомый, но вдруг ставший нам ближе нам мир Азии...

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ СНИМКОВ ИЗ РЕВЮ "ФОТОГРАФИЯ"
ЖАНР "НЮ" В РЕВЮ "ФОТОГРАФИЯ" В 1960-Х ГОДАХ

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Как научиться фотографировать?

НовостиДень фотографии в Красноярске

БлогОпыт малого бизнеса

фотография ссср социалистические редкие раритетные история интересные


Комментарии 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!