пр.Красноярский рабочий, 107 (ост. ТЮЗ)

Гелиос-77М-4

Гелиос-77М-4

30 сентября 2016 / 25507

Знаменитый Гелиос-77М-4 дважды попадал мне в руки. И оба раза я расставался с ним без сожаления — невзирая на резкость и "крученное" боке. Но все изменилось, когда пришел он — Гелиос-77М-4 валдайского завода "Юпитер"… Оказалось, что первые две версии были изготовлены на другом предприятии — ВОМЗ.

Сам по себе Гелиос-77М-4 весьма редок. При этом версия валдайского завода "Юпитер" встречается реже, чем изделие Вологодского оптико-механического завода. А у меня оказался совсем уж редкий вариант объектива — 1991 года, с кириллическим написанием названия.

гелиос-77м-4

Не думаю, что изменения в оправе свидетельствуют о каких-то существенных внутренних изменениях. Ведь сам по себе объектив был разработан на КМЗ и уже затем его производство передали другим предприятиям. Но каждый завод по-своему решил свою задачу — и валдайская версия однозначно вырвалась вперед.
Общеизвестно, что она гораздо лучше держит контровый свет. То есть, маркировка "MC" на объективе отнюдь не для галочки. Кроме того, картинка у валдайского варианта отличается большим микроконтрастом, плотностью цвета — она словно бы "четче", выразительнее, характернее.

гелиос-77м-4

гелиос-77м-4 примеры

гелиос 77м 4

Объектив хорошо закручивает фон — причем, настолько хорошо, что этот эффект будет весьма виден и на кропнутых камерах. Вот почему Гелиос-77М-4 часто называют альтернативой знаменитому Гелиос-40, цена на который редко опускается ниже 9000 рублей.



гелиос крутит фон

гелиос-77

Резкость объектива не вызвала никаких вопросов — как и и почти все стекла, выпущенные на закате Советского Союза, Гелиос-77М-4 выдает отличное разрешение уже на полностью открытой диафрагме.
Ради интереса я сравнил его со знаменитым немецким аналогом — Pentacon 50/1.8. Это действительно отличное стекло, про которое в принципе нет отрицательных упоминаний в сети.
И вот что показал Гелиос-77М-4 (он выше):




Как по мне, на полностью открытой он оказался даже чуть резче немецкого аналога. Кроме того, у Гелиос-77М-4 более спокойное, ровное боке — не такое зыбкое и струящееся, как у Pentacon 50mm f/1.8 (иногда такой характер боке называют "чешуя").
Кстати, что касается рисунка, то валдайский Гелиос-77М-4 активно двоит линии. И если вы любитель этого эффекта, то вам однозначно стоит присмотреться к объективу.
Цветопередача у объектива спокойная, сдержанная, правильная. То есть, это стекло выдает хорошую нейтральную основу для того, чтобы в процессе обработки вы сами достигали нужного оттенка. Совсем другая ситуация, например, ждала меня при работе с Canon FD 28mm f/2.8 — эта линза заметно уводила картинку в пурпутную тональность, что заставляло вносить коррекцию при постобработке.

Пример цветопередачи Гелиос-77М-4:

гелиос-77м-4 примеры





гелиос-77м-4

helios-77m-4

гелиос-77м-4

Гелиос-77М-4

Гелиос-77М-4 примеры

Подводя итог, можно сказать, что Гелиос-77М-4 действительно один из наиболее совершенных советских объективов.  Он на равных конкурирует с немецкими и японскими аналогами своего времени. Кроме того, Гелиос-77М-4 характерно закручивает фон в зоне боке, обеспечивая при этом равномерную резкость по всему полю кадра (чем не может похвастаться тот же Гелиос-40). Объектив хорошо собран и удобен в управлении. Таким образом, Гелиос-77М-4 — это один из наиболее совершенных светосильных полтинников конца XX века.

ЧИТАТЬ ПРО ГЕЛИОС-44М-4

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Основы работы с мануальной оптикой

БлогСамый дешёвый фотоаппарат

БлогКоллекционирование фотоаппаратов

юпитер тест объектив гелиос вомз бзор 77м-4


Комментарии 28

2 октября 2016 в 06:18 #
Varganshik
Артур, здравствуйте. А как определить - по букве Ю?
0

2 октября 2016 в 07:19 #
День добрый
Вообще, чаще всего такая версия называется HELIOS
В блоге Радоживы продроьбно про это написано
А у меня кириллицей
0

2 октября 2016 в 06:45 #
Varganshik
Просят за него 4000 руб, видать, прочитали вашу статью =)
0

2 октября 2016 в 07:20 #
Да нет, он в принципе всего дорого стоил
Три года назад я покупал версию ВОМЗ за 4100
0

3 октября 2016 в 13:49 #
Сергей
Спасибо за обзор! Талантливо все расписали! У меня как раз версия HELIOS да еще и 94 года, объектив действительно очень занятный.
0

3 октября 2016 в 14:11 #
Да, стекло интересное и многого позволяет добиться
1994 год - окончание производства... да, раритет )
0

3 октября 2016 в 21:54 #
Сергей
Вижу у Вас тоже А7II, случайно профиля хорошего для LR для этого стекла?
0

4 октября 2016 в 07:19 #
Я от LR отошел, конвертирую в Capture One
0

11 ноября 2016 в 16:15 #
александр
ну и как впечатления? какие плюсы в сравнении? тоже начал видео смотреть, Александр хорошо объясняет
0

11 ноября 2016 в 19:27 #
Capture One нравится больше всех
0

3 декабря 2016 в 18:14 #
Николай
Спасибо Вам Артур за прекрасный обзор. Я сегодня приобрёл МС HELIOS-77M-4 валдайского завода "Юпитер". По этому поводу хочу Вам задать один вопрос. У меня в пользова-нии фотокамера Canon EOS 600D. Артур, подскажите какой мне лучше выбрать переходник с чипом или без?
0

3 декабря 2016 в 19:54 #
Добрый день, Николай
Безусловно, с чипом
Причем, есть программируемые чипы, где либо изначально установлены показания диафрагмы в полностью открытом положении, либо вы сами можете запрограммировать чип. Как правило, чип приходит со значением f/2.0 и фокусным 50mm
Такие значения Вам вполне подойдут
0

3 декабря 2016 в 21:12 #
Николай
Спасибо, Вам Артур желаю дальнейших творческих успехов!
0

9 декабря 2016 в 21:03 #
Александр
Артур,спасибо за интересный обзор.Мне наверное повезло,нашел в шкафу у родителей абсолютно новый Zenit ET с валдайским MC HELIOS - 77M-4 ,его мне на день рождения дарили в далеком 1992 году...Абсолютно новый фотоаппарат и объектив.Через переходник поставил на свой Canon 6D ,на бесконечности цепляет зеркало...пилить жаль...что можете посоветовать?
0

10 декабря 2016 в 06:19 #
Только один выход - снимать в режиме LiveView
Тем более, и попадание в резкость будет в этом случает 100% (у Canon 6D есть кнопочка "Лупа" в этом режиме)
0

10 декабря 2016 в 13:48 #
Александр
Спасибо,буду пробовать!
0

2 февраля 2017 в 18:47 #
Олег
А как отличить пр-во Валдай от Вологды?
0

2 февраля 2017 в 19:06 #
Вот логотип валдайского завода:

0

2 февраля 2017 в 19:11 #
Олег
спасибо
0

3 февраля 2017 в 18:44 #
Олег
А вы на МС Гелиос-81Н 2/50 не снимали? Хотелось бы понимать разницу с 77-й.
0

3 февраля 2017 в 19:15 #
И тот и другой заслуженно считаются одними из лучших советских объективов. Речь идет только о предпочтениях. Я бы выбрал Гелиос-81Н, но не смог бы объяснить почему smile
0

3 февраля 2017 в 19:50 #
Олег
Я рассуждаю исключительно из того, что у меня Никон. К нему для 77-ого нужен переходник, а к 81 - нет. Если принципиальных различий в качестве съемки нет, то 81-й в моем случае выглядит предпочтительнее.
0

19 апреля 2018 в 15:24 #
Илья
Моё мнение – советские объективы сильно скачут по качеству, резкости – вообще непредсказуемо, независимо от завода и года выпуска. Далеко не факт что все Гелиосы 77 пр-ва ВОМЗ хуже всех валдайских. В данном случае просто попался хороший экземпляр.
0

19 апреля 2018 в 20:40 #
Хуже - это понятие оценочное в данном случае
Характер у валдайских другой. Более поэтичный, что ли, рисунок, более художественный, глубокий
0

13 июня 2018 в 11:23 #
александр
Вообще-то Волдайские объективы считаются худшими. Особенно после того, как на заводе изуродовали гелиос-44-2, сделав линзы "насыпными". Низкое качество юстировки. Занимаясь их ремонтом и юстировкой пришлось насмотреться на эти Волдайские безобразия. По моему мнению объективы c маркировкой HELIOS выполнены лучше. С чем это связано я не разбирался. Хочется обратить внимание на адаптеры, устанавливаемые на объективы-камеры. Это , в частности, касается М42/EOS. Никогда и ни один чип не обеспечивает 100% наводку на резкость. Это проверено, неоднократно, на "скамье". Для получения необходимой фокусировки мне пришлось устанавливать матовые экраны с микрорастром и клиньями. Вот это тот случай, когда можно говорить о качестве снимка, сделанного объективом. В противном случае - как повезет. А что касается поэтичности рисунка 77-го, то он значительно уступает зенитару. Более "плоский". И последнее. Оптику, выпускавшуюся после 90-го года приобретать вообще не рекомендую. Качество очень низкое.
0

13 июня 2018 в 11:39 #
Да, с чипом 100% точности фокусировки "с ходу" не будет. Я обычно двигаю кольцо фокусировки туда-сюда на миллиметр, прислушиваясь к звуку подтверждения. И по наитию выбираю "золотую " середину
Про "Зенитар" соглсен. Мне по рисунку он нравится больше
0

17 декабря 2020 в 19:08 #
Роман
Подскажите, пожалуйста, в чём разница. Есть два таких 77ых объектива, оба произведены на заводе Юпитер, но на первом надпись “HELIOS”, а на втором кириллицей “ГЕЛИОС”. О чём это говорит? О годе производства или может о том, что модель шла на экспорт? Какой из них лучше выбирать?
0

18 декабря 2020 в 06:25 #
Роман, добрый день )
Вопрос этот обсуждается в сети, но к единому мнению так и не пришли. Можете еще посмотреть в блоге у Радоживы
Объективы лучше тестить в одинаковых условиях и там уже делать выбор
0