"Младший брат эльки" — да, именно такое определение я услышал в адрес упомянутого объектива. Давайте разберемся, чем он заслужил данный эпитет в сравнении с популярным Canon EF 24-105 f/4.0L IS. Но подчеркну, что речь в данном обзоре пойдет именно о второй – более удачной – версии. Отличить ее просто – вместо значка «Макро» на объективе указана соответствующая надпись на английском.
Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 USM II был сконструирован еще под пленочные фотоаппараты, но затем стал с успехом использоваться и на первых цифрозеркалках. Мне в руки попал почти новый экземпляр, поэтому я сполна мог оценить добротность и качество отделки. Но увы, у данного объектива со временем проявляется характерная болезнь – начинают туговато, рывками ходить кольца зума и фокусировки. Дважды я покупал данную модель – и дважды сталкивался с одной и той же проблемой. Кроме того, о ней упоминается и в паре других обзоров.
Если сравнивать фокусные расстояния, что Canon EF 28-105 mm f/3.5-4.5 USM чуть уступает «эльке» по углу обзора на широком конце. А вот по светосиле, наоборот, где-то выигрывает. Максимальная апертура f/3.5 держится вплоть до фокусного расстояния 35мм, f/4.0 – до 70мм. Ну, а затем начинается f/4.5 вплоть до фокусного 105mm, что, согласитесь, очень и очень неплохого для штатного бюджетного зума.
Резкость не вызывает никаких нареканий. Правда, на полностью открытой объектив дает несколько «мягкую» картинку. Но стоит ужать диафрагму до f/4.5, как объектив начинает достойно работать даже на камере с такой матрицей как у Sony A7 Mark II. Я сравнивал Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 USM (вторая версия) на фокусном расстоянии 28mm с такими объективами, как
Canon FD 28mm f/2.8 S.C., а так же с Canon EF 24-105 f/4.0L IS. Можете проверить и убедиться сами – отставание по резкости у тестируемого экземпляра отнюдь не критическое!
Отмечу также, что у меня сложилось стойкое ощущение, что данный объектив наименее резок на самом широком конце – а вот на 105mm выдает более резкую картинку. И еще момент. В сравнении с
Sony 16-50 f/3.5-5.6 OSS тестируемый объектив выдает более "живую" и приятную глазу резкость. Не цифровую, а аналоговую, скажем так.
Цветопередача у Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 USM, без преувеличения, правильная. Быть может по плотности и насыщенности цвета он немного отстает от «эльки», но зато по чистоте и естественности идет вровень. Никаких ненужных и непонятных оттенков – сфотографировав небо, вы видите его на снимке таким, каким и воспринимали во время съемки.
Хроматические аберрации у объектива слабо выражены – надо постараться, чтобы они появились. А вот геометрические искажения на фокусном расстоянии 28mm весьма заметны (завалы вертикальных линий к центру). Однако это легко устраняется в последних версиях Adobe Photoshop. Виньетирование небольшое, но бывает заметно почти на всех фокусных.
Добавлю, что контровый свет объектив держит иногда слабо. Порой у меня через весь кадр проходила светлая полоса от яркого источника света наверху. Более того – снимая однажды полоску заката, я получил характерный горизонтальный блик на том участке кадра, который должен был быть в тени. Так что бленда срого рекомендуется.
Еще одно субьективно слабое место — это боке. Если фон пестрый, то рисунок в зоне размытия становится несколько суетливым. Так что ищите более ровный фон — вот тогда боке смотрится сдержанно и благородно.
В завершение о внешнем виде. В дизайне сказываются тенденции оформления еще той – пленочной – эпохи. Учитывая, что современные беззеркалки так же тяготеют к «ретростилю», мы получаем вполне органичную связку из Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 USM и любой беззеркалки.
Добавлю также, что в связи с наличием матричного стабилизатора на Sony A7 Mark II я сейчас пользуюсь не просто Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 USM II, а, скажем так… Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 IS. В итоге, я могу получить вечером идеально резкий кадр, снимая с рук на фокусном 28mm и выдержке 1/15 секунды.
Так что в современных условиях описанный мной объектив может смело претендовать на звание "младшего брата эльки" или "бюджетного зума L-класса". Я с удовольствем взял его вместо китового Sony FE 28-70 mm f/ 3.5-5.6 OSS, получив выигрыш в светосиле, фокусном расстоянии и оригинальности картинки. Проиграл же только в скорости фокусировки (снимаю через электронный адаптер Canon EF-Sony E). Ну, и в деньгах, конечно выиграл — ведь адаптер стоит 3500 руб., а сам Canon EF 28-105mm f/3.5-4.5 — не более 5500.
Хорошая цветопередача. Но заметно виньетирование, которое не удалось до конца исправить даже при постобработке.
Фокусное расстояние 105mm, диафрагма f/4.5
Чувствуется завал вертикальных линий
Резкость (фокусное 105 mm, съемка с МДФ) на высоте!
Яркий пример завалов вертикальных линий на фокусном 28 mm
На 28mm, диафрагма f/3.5
В городе смог — это внесло некоторую желтоватось в картинку
На закате
Съемка с рук, выдержка 1/15 (включен внутрикамерный стабилизатор Sony A7 Mark II)
Все-таки резкость у данного стекла на высоком уровне!
Фокусное расстояние 28 mm
Съемка с рук, длительная выдержка, работает стабилизатор камеры
Детализация настолько высока, что можно рассмотреть в приближении лапки большого комара, сидящего на листе
Те самые горы, про которые Чехов писал, что они напоминают ему о Кавказе...
Просто супергерой
Аллея в парке
Скала Такмак
На максимальном фокусном
Вновь на 105mm
Характер бликов в боке
На максимальном фокусном
Выдержка 30 секунд
На закате
На рассвете
Кутурчин
Перед грозой
Саяны
Красноярская ГЭС
На максимальном фокусном
На максимальном фокусном
ЧИТАТЬ ОБЗОР ЕЩЕ ОДНОГО "МЛАДШЕГО БРАТА ЭЛЬКИ" — ОБЪЕКТИВА CANON 24-105 f/3.5-5.6 STM