пр.Красноярский рабочий, 107 (ост. ТЮЗ)

О фотопортрете

О фотопортрете

7 апреля 2016 / 1364

В большинстве учебников, пособий, фотожурналов и в другой литературе по фотографии, когда речь идет о портрете, даются стандартные советы:

 
  • «Во время краткой беседы оцените чисто внешние данные, подметив выражение лица, которое лучше всего гармонирует с богатством внутреннего мира снимаемого. Правильно отразите в снимке типичные и характерные для оригинала черты». (В. П. Микулин — «25 уроков фотографии») Или:
  • «Необходимо себе представить внутренний духовный  облик  снимающегося,   характерные индивидуальные качества». (А. Г. Симонов — «Фотографирование  при  искусственном  освещении»)
  • «Изобразить внешность и сущность человека».   (Франц  Фидлер   —  «Портретная   фотография»)
  •  
Правильны ли такие категорические рекомендации? Не являются ли они стандартными, бездумными и в сущности своей неверными утверждениями? Мне приходилось разговаривать со многими фотолюбителями, которых буквально убивали эти рекомендации. Последние не только не помогали любителю в освоении чрезвычайно сложной задачи портретирования, а, наоборот, отталкивали его от занятий портретной фотографией.

фотопортрет
Джулье Эликсандер. США. Капитан

Хотелось бы разобраться в этом вопросе подробнее и правильнее:
— «Внутренний мир снимаемого».
— «Характерные индивидуальные качества».
— «Отличительные черты характера».
— «Богатство его внутреннего мира».

Как можно в одном снимке запечатлеть всю эту многообразную и сложнейшую гамму?
Ведь человеческое лицо многолико, оно изменяется непрерывно. Меняется в зависимости от физического состояния человека, от настроения в данный момент, от реакции на окружающие явления, наконец от погоды, света, температуры, одежды и т.д., и т.д. Сотня причин рождает и сотню оттенков человеческого лица.
Мне могут возразить, сказав — «запечатлеть самую главную характерную черту». А есть ли у человека самая главная характерная черта его внутреннего мира? Нет. Да и не может быть. Слишком обеднен был бы человек и примитивен, если бы он обладал только одной чертой, одной страстью, одной привязанностью. Даже у душевно-больных, у которых отсутствует разум, лицо меняется мгновенно и много раз за день.
Как же можно требовать от разумного, интеллектуально развитого человека какого-то одного характерного для него выражения лица? Как нельзя жить одними развлечениями, так и нельзя жить только одной работой. Вот несколько примеров, чтобы яснее была моя мысль.

Величайший физик нашего времени, Альберт Эйнштейн, прекрасно играл на скрипке. Он много времени отдавал музыке и даже сам импровизировал. Так как изобразить Эйнштейна на портрете? Глубоко задумавшимся над своими формулами или одухотворенно импровизирующим на скрипке? Я думаю, что выражения лица в этих двух случаях будут резко противоположны и в то же время оба верны.
Известный писатель Эрнест Хсмингуей был и не менее известным охотником. Недаром он был удостоен звания почетного егеря Кении. Так как же его изображать? Сидящим за столом и мысленно оттачивающим фразу своего произведения или горящими глазами смотрящим на леопарда, которого он собирается убить ?
Главу государства изображать мудрым, серьезным государственным деятелем, или когда он, играя с трехлетним внуком, изображает из себя
лошадку, ползая на коленях по паркету? А ведь ничто человеческое им не чуждо (в частности любовь к детям). У человека слишком богат духовный внутренний мир. Нельзя ничего делать равнодушно. Все нужно делать от полного сердца. Как можно изобразить все эти нюансы лица в одном портрете? Разумеется, нельзя.

Думается, что для хорошего портрета должны быть соблюдены три основных условия.
  • Прежде всего, портрет должен иметь сходство с оригиналом. Может быть, необходимо и допустимо в портрете сгладить некоторые недостатки лица. Но все-таки главное — это сходство.
  • Второе условие — жизненность портретного образа. Лицо должно жить. Выражать чувства, настроения — что угодно, но быть живым.
  • И последнее условие — необходимо в портрете изобразить любую черту характера, присущую снимаемому. Ни в коем случае не изображать таких черт, которых человек не имеет.
А. И. Перлов

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Как научиться фотографировать?

НовостиДень фотографии в Красноярске

БлогОпыт малого бизнеса

фотография портрет обучение


Комментарии 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!