Портретная фотография — один из самых сложных для меня жанров. Но, возможно, именно поэтому я и смогу рассказать о ней новичкам...
Начнем с простейшего — с оборудования.
На своих занятиях я часто говорю: "Если матрица — это сердце камеры, то объектив — ее душа". Действительно, изображение формирует объектив. Матрица камеры лишь усваивает его. Многие фотографы годами ищут "свои" объективы — то есть, те стекла, с которыми у них
налаживается контакт, совпадают темпераменты. Возможно, и вы пройдете этот путь.
А пока нужно запомнить следующее — классические портретные фокусные расстояния укладываются в линейку
от 85 мм до 135 мм. Если фокусное расстояние меньше — на снимке могут появится геометрические искажения. Если больше — лицо модели может стать плоским, потерять глубину. Порой можно встретить такое утверждение владельца кропнутой камеры: "Я куплю себе объектив с фокусным расстоянием 50 мм и на моей камере с кроп-фактором 1.5 он станет "портретником!"
Ну, не совсем...
Фокусное расстояние как было, так и останется равным 50 мм (со всеми положенными этому расстоянию характеристиками). Когда вы ставите объектив 50 мм на кропнутую камеру, просто меняется
угол обзора. Вот почему в итоге лицо в кадре выглядит крупнее, чем если бы вы снимали полтинников на "фулфрейме" (полнокадровом фотоаппарате).
Все объективы с фиксированным фокусным расстоянием 85 мм, 100 мм и 135 мм имеют высокую светосилу. То есть, диафрагму у них можно открыть до значения f/2.8, f/2.0, f/1.8 и даже f/1.2 (у некоторых моделей). Высокая светосила дает нам возможность красиво размывать фон при съемке на пленере.
Но в студии мы зачастую не можем широко открыть диафрагму (из-за того, что не можем сделать выдержку короче 1/180 или 1/250 секунды). Да честно говоря, далеко не всегда и требуется в студии размывать фон. Вот почему в фотостудии вы можете спокойно снимать китовыми объективами с фокусным расстоянием 18-55 мм и небольшй светосилой. Главное, что дает вам студия — это мощный свет и возможность менять его направление, силу и характер.
Итак, с техническими вопросами закончили. Переходим к более сложной теме.
Как работать с моделью?
Перед началом фотосессии я обычно прошу модель приехать ко мне заранее — допустим, за пару дней до фотосъемки. Не всегда это возможно, поэтому чаще мы встречаемся прямо в день фотосессии, но не позднее получаса до ее начала.
Нам нужно присмотреться и привыкнуть друг к другу. Едва ли не каждый человек напрягается перед камерой — даже когда ее держит в руках друг или родственник. Что уж говорить про ситуацию, когда тебя в зрачок видоискателя "выцеливает" незнакомый человек, да еще на чужой территории?
Модель должна привыкнуть к вам. Расскажите о себе и о том, как будет проходить фотосессия. Задайте пару вопросов модели — в каких образах она себя видит, в каком настроении? Предупредите, что первые пять минут вы будете только настраивать камеру, поэтому пока модель может не напрягаться...
Вся эта прелюдия поможет человеку освоиться в новой обстановке. Но даже и в этом случае реально модель расслабится только в середине фотосессии.
У фотосессии должна быть цель
Какой бы раскрепощенной модель не была, вы не получите интересные снимки, если у вас нет
взаимного осознания цели фотосъемки. Что вы хотите показать? Что стремитесь выразить? О чем рассказать в своей серии снимков?
Получить красивую, но пустую картинку в современной фотостудии несложно. Примеров поз для фотосессий полно в интернете. Улыбку может изобразить почти каждый. Но что стоит за позой и улыбкой? Именно это нужно попытаться выяснить до начала фотосессии.
Цель портретной фотосъемки — показать индивидуальность модели в различных проявлениях ее характера. Исходя из этого, вы подбираете студийный свет, светорассеиватели или, допустим, место и время для съемки на пленере. Личность одной модели ярко выражается через светлые тона, другой — через низкий ключ...
И самое главное — повторюсь — заранее обсудить с моделью, что же должно получится по итогам фотосессии.
Буду откровенным — большинство моделей, впервые приходящих на фотосессию, не готовы четко определить свою цель. Они надеются на фотографа — что он подскажет позу, посоветует куда смотреть и так далее. Что же — первые двадцать минут именно этим и занимайтесь.А вот затем, когда вы уже привыкнете друг к другу и когда станет понятен характер модели — вот тогда решайтесь на эксперименты. Благо, запас готовых снимков у вас уже есть. Поэтому пробуйте необычные ракурсы, более смелые позы, различные выражения лица.
Ниже я привожу часть снимков, которые считаю лучшими за время своей практики. Ни один из них не был получен в первые минуты фотосесссии! Под каждым снимком будет размещен небольшой комментарий, объясняющий, почему я выбрал именно этот фото.
Уже после окончания съемок я понял, что этот снимок удивительным образом перекликается с картиной Яна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой". Хотя на самом деле цели повторить данный портрет у меня не было.
А в данном случае модель целенаправленно работала на образ в стиле Одри Хепберн
Эта фотография подкупает, конечно же, искренней улыбкой модели, которая появилась у нее во второй половине съемок
Вновь пример, когда фотограф и модель целенаправлено работали над конкретным образом — "бунтарки", "одиночки"