пр.Красноярский рабочий, 107 (ост. ТЮЗ)

​Загадочный Xenar

​Загадочный Xenar

22 марта 2015 / 5299

 
Настоящей головоломкой стал для меня объектив Schneider Kreuznach Xenar F=10,5 cm., купленный на красноярской барахолке.

В каком виде он мне достался, вы можете видеть на снимке. Впервые столкнувшись с оптикой данной фирмы, я начал добросовестно изучать всю информацию в сети. Нашел что-то похожее на мое приобретение, но тут же отверг — не похож! Поиски продолжились. И длились не один час - прежде чем я понял, что в моих руках, очевидно, не цельный объектив, а «сборная солянка».

Schneider & Co Kreuznach Xenar 105 mm f/ 4.5
Слева направо: макрокольцо М42, геликоид от чужого объектива и герой обзора
 
Вообще, мысли об этом у меня появились еще на барахолке. Внутри конструкции отчетливо виднелась резьба – и я с грустью решил, что покупаю искалеченный объектив. Очевидно, кто-то успел извлечь из него группу линз… Но поскольку цена была относительно небольшой, я решил взять этот раритет. Если что, подумал, попробую пользоваться как моноклем…
Доставшаяся мне конструкция представляла из себя фокусировочный геликоид, макрокольцо на М42 и сам объектив с такой же резьбой. Кольцо диафрагмы вращалось, но внутри конструкции ничего не происходило. На поверхности "зебры" гордо красовалась светосила f/1.8 (эта цифра надолго сбила меня с толку...) 
МДФ объектива составляла примерно 1,5 метра, бесконечность имелась, и был даже сильный перелет за бесконечность. Это, кстати, стало  еще одним фактором, подтолкнувшим меня к мысли, что я держу в руках стекло, встроенное в стороннюю оправу.
А ведь в какой тупик меня поставила попытка найти в сети объектив с фокусным расстоянием 105мм и светосилой 1.8! Подвох был еще в том, что предыдущий владелец напрочь снес покрытие на оправе, где указывалась светосила. Вот почему я искренне считал, что гениальный немцы, очевидно, уже в 1930-х годах научились делать столь светосильные умеренные телевики…

Schneider Kreuznach Xenar F=10,5 cm
Данные о светосиле, как назло, стерты!
 
То, что объектив изготовлен между 1933 и 1935 гг. указывает его номер. Судя по таблицам в сети, это стекло появилось на свет еще в довоенные годы.
И вот здесь-то начинаются различные нестыковки.
Если это и правда объектив от форматной (9х12) камеры, то почему наблюдается разница в информации на оправе? Так отсутствует текст Jos & Co. На моем экземпляре фокусное расстояние показано знаком равенства, а на том, что в сети – через тире. Резьба под светофильтр у меня не 24,5 мм, а 32 мм. Диафрагмы у моего экземпляра не имеется…
И тут снова возникает вопрос – а в самом ли деле у меня в руках точно такое же, стекло, описание которого дано в интернете? Дело в том, что в еще в 1932 году компания Schneider Kreuznach выпустила объектив XENAR 105 mm f/2,9 с гравировкой «500 000 объектив».

Xenar
Как видим, информация на передней оправе отличается от опубликованных образцов
 
Итак, немцы умели делать светосильные телевики уже в начале 1930-х годов! И кто знает – быть может, тогда на оправе писалась именно та информация, которую сейчас вижу я? Без всяких «Jos & Co»…
И снова загвоздка! Название компании изменилось на «Jos. Schneider & Co., Optische Werke, Kreuznach» уже в 1922 году. Так неужели я держу в руках столь раннее изделие?  А как же быть тогда с серийным номером 6(8?)27254, который указывает на середину 1930-х годов?

Schneider & Co Kreuznach Xenar
Вид сзади
 
В общем, вопросов масса. Я надеюсь, что кто-то из моих читателей выскажет свое мнение в обсуждении. А пока перейдем к тестовым фото.
Объектив малоконтрастен и очень-очень «софтит». В контровом и боковом свете это приводит к возникновению романтической дымки вокруг портретируемого.

Schneider & Co Kreuznach Xenar м42
Воздушно!


Schneider & Co Kreuznach Xenar тест
Но против солнца снимать невозможно. 

Schneider & Co Kreuznach Xenar обзор
Резкость удовлетворительна (вероятнее всего, оптическая схема — Тессар)

 
Боковой свет объектив так же переносит очень плохо – требуется бленда, которой у меня не было. Как вы уже, наверное, догадались, оптика в данном случае не просветленная.
Для реализации творческих задач  объектив подходит. С его помощью можно легко создавать эффект старины, «винтажности» и «воздушности». А если использовать еще и специальные плагины «под пленку», то творческий диапазон расшириться еще больше.
В завершение отмечу, что объектив приятно увесит в руке, невзирая на малый размер. Благородно отсвечивает бронзой (или латунью?) Потерт, как путешественник во времени, выдержавший долгий путь в XXI век…

Schneider-Kreuznach Xenar!
Ты появился на свет в далекой Германии много лет назад...
Что видел ты за годы своей жизни? Какие ветра истории занесли тебя в далекую Сибирь? Мы уже никогда не узнаем этого. Но сейчас, покинув пыльную полку, ты вновь в руках фотографа. И мы будем вместе смотреть в этот мир, чтобы сохранить его лучшие мгновения на снимках!

Похожие статьи:

БлогВега-12Б

БлогЮпитер-37А

БлогЮпитер-6

объектив неавтофокусный мануальный xenar


Комментарии 11

23 марта 2015 в 01:04 #
ink81
Со схемой угадали, все Xenar-ы имеют схему Тессар, но со светосилой думаю ошиблись. Тессар не может дать светосилу 1.8, скорее всего 2.8 или 2.9. 2.8 для тех лет это были уже светосильные, учитывая что объектив не имеет просветления. Правда, Цейсс уже изобрел к тому времени объектив со светосилой 1.4, но по схеме Планар.

Судя по рабочему отрезку это объектив для формата 9х12, для 35мм пленки фотоаппараты тогда уже были, но это были дальномерки, у которых рабочий отрезок был куда меньше.

А в целом стекло интересное, красивое боке. Недаром некоторые считают Шнейдеровские Xenar-ы лучше Цейсовских Тессаров.
0

23 марта 2015 в 04:54 #
Сергей
Когда фотограф страдает творческой импотенцией, тогда и возникает желание "эффектов старины, винтажности и воздушности" с использованием плагинов "под пленку".
Достали технодрочеры от фотографии.
0

23 марта 2015 в 06:32 #
Сергей, имея возможность удалить ваш отзыв, я его все же опубликую joke
У меня прекрасный парк современных объективов, но еще я люблю и старые. Снимаю на Индустар-51, Т-22 и так далее. Не потому, что пытаюсь решить с их помощью проблемы с творческой потенцией laugh А потому, что мне хочется увидеть мир глазами наших отцов
0

14 февраля 2020 в 07:33 #
Олег
По всей вероятности написанного, Вы лучший фотограф времён и народов, только вот беда с жизнью личной, жёнушка послала, на любовницу денег нет). Как говорится - терпи Сарочка, кому сейчас легко....
0

23 марта 2015 в 06:27 #
Спасибо колегам из ClubFotoRu - прислали фото!
Этот объектив изготавливался для установки на Kodak - отсюда, очевидно, и некоторые изменения в маркировке на оправе.
Решились вопросы со светосилой и всем прочим
Вот снимок. У меня на 99% такой же объектив smile
0

9 декабря 2016 в 16:31 #
Геннадий
Оправа от Pentacon 50/.8 ранних выпусков или поздних Meyer Oreston (что, впрочем, одно и то же). Видимо еще в Германии его кто-то пересаживал; у нас б, наверное, для таких целей геликоид от гелиоса бы взяли.

PS. Отличный у Вас блог, Артур. Душевно так пишете о старых линзах и не только, всегда читаю с удовольствием)
0

9 декабря 2016 в 17:30 #
Спасибо на добром слове smile
0

12 ноября 2019 в 23:19 #
Дон Бурлоне
Здравствуйте! У меня данный объектив с надписью: Jos. Schneider & Co Kreuznach Xenar f 4.5 F = 10.5cm № 78406. Затвор COMPUR. Резьба под фильтр - 28мм, резьба крепежная 32мм. Снимки насыщенные, приятные. Снимал на Канон 5Д.
0

13 ноября 2019 в 06:06 #
Добрый день
Очень хорошо, что старое стекло реально используется в деле smile
Хоть и сделано по очень старым технологиям, но проявляет себя в деле
0

14 февраля 2020 в 07:37 #
Олег
Спасибо Вам. хороший блог!
0

14 февраля 2020 в 07:39 #
Пожалуйста, рад быть полезным smile
0