22 марта 2015
/ 5299
Настоящей головоломкой стал для меня объектив Schneider Kreuznach Xenar F=10,5 cm., купленный на красноярской барахолке.
В каком виде он мне достался, вы можете видеть на снимке. Впервые столкнувшись с оптикой данной фирмы, я начал добросовестно изучать всю информацию в сети. Нашел что-то
похожее на мое приобретение, но тут же отверг — не похож! Поиски продолжились. И длились не один час - прежде чем я понял, что в моих руках, очевидно, не цельный объектив, а «сборная солянка».
Слева направо: макрокольцо М42, геликоид от чужого объектива и герой обзора
Вообще, мысли об этом у меня появились еще на барахолке. Внутри конструкции отчетливо виднелась резьба – и я с грустью решил, что покупаю искалеченный объектив. Очевидно, кто-то успел извлечь из него группу линз… Но поскольку цена была относительно небольшой, я решил взять этот раритет. Если что, подумал, попробую пользоваться как моноклем…
Доставшаяся мне конструкция представляла из себя фокусировочный геликоид, макрокольцо на М42 и сам объектив с такой же резьбой. Кольцо диафрагмы вращалось, но внутри конструкции ничего не происходило. На поверхности "зебры" гордо красовалась светосила f/1.8 (эта цифра надолго сбила меня с толку...)
МДФ объектива составляла примерно 1,5 метра, бесконечность имелась, и был даже сильный перелет за бесконечность. Это, кстати, стало еще одним фактором, подтолкнувшим меня к мысли, что я держу в руках стекло, встроенное в стороннюю оправу.
А ведь в какой тупик меня поставила попытка найти в сети объектив с фокусным расстоянием 105мм и светосилой 1.8! Подвох был еще в том, что предыдущий владелец напрочь снес покрытие на оправе, где указывалась светосила. Вот почему я искренне считал, что гениальный немцы, очевидно, уже в 1930-х годах научились делать столь светосильные умеренные телевики…
Данные о светосиле, как назло, стерты!
То, что объектив изготовлен между 1933 и 1935 гг. указывает его номер. Судя по
таблицам в сети, это стекло появилось на свет еще в довоенные годы.
И вот здесь-то начинаются различные нестыковки.
Если это и правда объектив от форматной (9х12) камеры, то почему наблюдается разница в информации на оправе? Так отсутствует текст Jos & Co. На моем экземпляре фокусное расстояние показано знаком равенства, а на том, что в сети – через тире. Резьба под светофильтр у меня не 24,5 мм, а 32 мм. Диафрагмы у моего экземпляра не имеется…
И тут снова возникает вопрос – а в самом ли деле у меня в руках точно такое же, стекло, описание которого дано в интернете? Дело в том, что в
еще в 1932 году компания Schneider Kreuznach выпустила объектив XENAR 105 mm f/2,9 с гравировкой «500 000 объектив».
Как видим, информация на передней оправе отличается от опубликованных образцов
Итак, немцы умели делать светосильные телевики уже в начале 1930-х годов! И кто знает – быть может, тогда на оправе писалась именно та информация, которую сейчас вижу я? Без всяких «Jos & Co»…
И снова загвоздка! Название компании изменилось на «Jos. Schneider & Co., Optische Werke, Kreuznach»
уже в 1922 году. Так неужели я держу в руках столь раннее изделие? А как же быть тогда с серийным номером 6(8?)27254, который указывает на середину 1930-х годов?
Вид сзади
В общем, вопросов масса. Я надеюсь, что кто-то из моих читателей выскажет свое мнение в обсуждении. А пока перейдем к тестовым фото.
Объектив малоконтрастен и очень-очень «софтит». В контровом и боковом свете это приводит к возникновению романтической дымки вокруг портретируемого.
Воздушно!
Но против солнца снимать невозможно.
Резкость удовлетворительна (вероятнее всего, оптическая схема — Тессар)
Боковой свет объектив так же переносит очень плохо – требуется бленда, которой у меня не было. Как вы уже, наверное, догадались, оптика в данном случае не просветленная.
Для реализации творческих задач объектив подходит. С его помощью можно легко создавать эффект старины, «винтажности» и «воздушности». А если использовать еще и специальные плагины «под пленку», то творческий диапазон расшириться еще больше.
В завершение отмечу, что объектив приятно увесит в руке, невзирая на малый размер. Благородно отсвечивает бронзой (или латунью?) Потерт, как путешественник во времени, выдержавший долгий путь в XXI век…
Schneider-Kreuznach Xenar!
Ты появился на свет в далекой Германии много лет назад...
Что видел ты за годы своей жизни? Какие ветра истории занесли тебя в далекую Сибирь? Мы уже никогда не узнаем этого. Но сейчас, покинув пыльную полку, ты вновь в руках фотографа. И мы будем вместе смотреть в этот мир, чтобы сохранить его лучшие мгновения на снимках!
Похожие статьи:
Блог → Вега-12Б
Блог → Юпитер-37А
Блог → Юпитер-6
объектив неавтофокусный мануальный xenar