8 (950) 970-22-55

О смысле фотографии

О смысле фотографии

13 октября 2016 / 1770

Наш век визуален. Мы живем картинками. И с каждым годом фотография все больше вытесняет текст. В своей публикации я поделюсь мыслями о том, что же такое фотография сегодня.
 
В последнее время я заметил одну вещь. Заходишь на профессиональный фотосайт, начинаешь просмотр работ. Они композиционно правильны и хорошо обработаны. Но ты листаешь их одну за одной, и… снимки не вызывают у тебя желания остановиться. Не  возникает потребности вглядеться, задуматься и прислушаться к своим ощущениям…
Крайне редко бывают моменты, когда снимок все же вырывает тебя из круговорота будней. Пример такой фотографии я привожу ниже.

Елена Карнеева

Работа Елены Карнеевой по-своему открыла для меня мир женщины. Я увидел Женщину настоящую и женщину будущую. Одна, играя, крутанула своим подолом, а вторая пытается ее копировать, сама еще не зная, что через эту игру она и учится быть Женщиной…
Снимок настолько прост, лаконичен, эмоционален, что несет в себе массу информации, как и любой символ. И я ценю эту фотографию не только за прекрасное композиционное решение и хорошую обработку. Я ценю ее за то, что она помогает мне постичь мир…
Итак, вот и первый вывод. Фотография – это способ постижения мира. С помощью ее мы можем открывать свой мир (и мир других людей) для любого зрителя. Мы показываем грани этого мира и, возможно… помогаем взаимопониманию людей.
Ставила ли перед собой именно такую цель Елена Карнеева? Я думаю, что нет. Но ее фотография после публикации стала жить уже по своим законам. Да, так нередко бывает, что результат творения становится больше творческого замысла. И произведение, как я уже сказал, живет по своим законам. Мне кажется, нет больше награды для автора, чем привнести в этот мир нечто, что в итоге стало больше тебя.
 
Как происходит становление фотографа?
  • Отразить
  • Поразить
  • Выразить
Впервые мы берем в руки фотоаппарат для того, чтобы просто отразить то, что нас волнует. То есть, мы увидели что-то красивое. Или нас поразил какой-то факт. И мы хотим поделиться своим переживанием, сохранить его для себя и других. Это  и называется – стремление отразить.
С дальнейшим ростом некоторых фотографов подкарауливает опасность самоутверждения за счет фотографии. Они из кожи вон лезут, чтобы поразить своими снимками. Изнурительные постановки, бесконечные дубли, множество световых схем, часы, отданные ретуши… В итоге мы получаем яркий снимок, который нахватывает кучу «лайков», а затем растворяется в небытии…
Информационная инфляция – вот как я называю этот момент. Люди сейчас настолько избалованы разнообразными картинками, что еще одна – великолепная по форме, но пустая по содержанию – просто не оставляет следа в душе.
При подготовке этой публикации я набрасывал мысли в черновике. И вот те из них, что относятся к вышесказанному:
 
Дискретность, мимолетность, мгновенность современного снимка. Пролистнули и забыли. Раньше было не так — снимков было меньше, они доставались дороже, у них была иная энергетика, в них вглядывались. Они больше хранили, больше несли в себе.
Современная фотография мгновенна, эфемерна, улетучивается, исчезает, забывается…

 
Лишь настоящие фотографы стремятся что-то выразить с помощью фотографии. Она становится для них средством постижения это мира. Ведь есть его научное постижение, а есть духовное. И фотограф выступает как художник, с помощью светописи помогая нам увидеть мир с новой стороны.
Кроме того, фотография становится средством  выражения своих переживаний, мыслей и чувств. Через снимок мы можем приглашать зрителей к обмену мнениями. Можем утверждать свою позицию или оспаривать чужую. Можем делиться радостью или, наоборот, выражать сочувствие. В конце концов, мы можем даже путешествовать во времени!
Посмотрите на великолепную работу Натальи Законовой:

Наталья Законова

Возможно потребовался не один дубль и много часов обработки, чтобы получить этот кадр. Снимок исключительно художественный и по своему содержанию выходит на уровень картины. Да по сути, это и есть картина – только созданная средствами фотографии.
О чем же она рассказывает нам, что открывает? Кому-то – мир чистого детства. Кому-то – мир чистой музыки. А кому-то, как я и говорил, этот снимок открывает наше прошлое, переносит нас туда с помощью таланта фотохудожника…
 
Удивительным образом с профессиональным ростом фотографа происходит его возвращение к изначальной точке – стремлению отразить увиденное. Но только сейчас он реализует свое желание более вдумчиво, ответственно, без суеты. Я проиллюстрирую свою мысль известным фрагментом из Некрасова: 
 
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
  Нет   безобразья   в   природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

 
Бывает, идешь по лесу в буреломе и хаосе и вдруг… через сплетение веток и стволов увидишь такую красоту и гармонию, что хочется с минимальными искажениями передать ее стороннему зрителю. Снимок Александра Куприянова – как раз из этой области. Здесь задача фотографа – показать нам изначальную гармонию мира, в котором "нет безобразья".

Александр Куприянов
 
Отмечу еще один момент. Фотограф, как и художник, может не только отображать реальность, но и конструировать ее — и даже реконструировать! Наверняка вы уже видели работы Виктории Ивановой, где груши отображают чуть ли не весь спектр присущих нам переживаний и эмоций…

Виктория Иванова, фотограф

Виктория Иванова, фотограф

Виктория Иванова, фотограф
 
Отмечу также, что фотограф может не просто отображать красоту, но и создавать новую:





Не только передавать смыслы, но и создавать их (как мы может это видеть на снимке Вилема Рейхманна).


 
***
Развитие фотографии достигло такого уровня, что в техническом плане нам вскоре нечего будет желать. Уже сейчас выпускается Sony A7s Mark II с запредельно высокими ISO и пятиосевой стабилизацией на матрице. А что ждать еще через пять-семь лет?
Получается, что даже любитель, взяв в руки современную камеру, сможет получить контрастный, насыщенный, резкий и малошумный снимок с великолепным динамическим диапазоном. Вопрос только, что он покажет на этом снимке?
Хорошая фотография подобна хорошей книге – время от времени хочется взглянуть на снимок еще раз, испытать прежние переживания и почувствовать новые...
Хороший снимок всегда будит не только эмоции, но и мысль – пусть мы даже поначалу этого не осознаем. Но картина заставляет нас размышлять, вдумываться в увиденное и даже в детали увиденного…
Один обратит внимание на палитру эмоций, второй задумается о характере героя, третий будет вглядываться в антураж… Но в любом случае хороший снимок не приносит ответа – он рождает неосязаемые вопросы.
Возможно, именно в этом и состоит один из смыслов фотографии. Показывать мир природы, предметов и вещей. Показывать мир человека. Задавать вопросы себе и зрителям. И пытаться найти ответы на них…

ФОТОГРАФ И ЕГО ОБЪЕКТИВЫ

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Как научиться фотографировать?

НовостиДень фотографии в Красноярске

БлогОпыт малого бизнеса

фотография фотограф суть смысл роль предназначение значимость


Комментарии 3

14 октября 2016 в 18:41 #
Yulia Gamble
Очень классные примеры в твоем эссе, мне понравилась девочка с пером в особенности. Меня всегда завораживали старые снимки, но искусство фотографии развивается и современные фотохудожники поистине творят чудеса. Вообще, если отвлечься от всевозможных классификаций (которые ты в том числе упомянул в своих размышлениях) художественная фотография, на мой взгляд,разделяется на два основных компонента - постановочная и спонтанная. Постановочная позволяет фотохудожнику воплотить его идею, а вторая (сейчас выражусь немного странно) отображает "идею Бога", так сказать. Поэтому второй тип наиболее ценен - это маленькое мгновение тишины фотохудоника, в которое он смог "сохранить" то, что неожиданно увидел в обычных, на первый взгляд, вещах.
Немного поспорю с твоей мыслью, что над фотографией надо размышлять - хорошая фотография, как любой ценный объект искусства ,позволяет ЧУВСТВОВАТЬ, а не думать. И чувствование - это не просто какая-то там эмоция. Это нечто более захватывающее.Это чистое восприятие без оценок и давания названий, такое, которое у нас было в детстве. В своей жизни мы только и делаем, что постоянно вешаем ярлыки и концептуальные оценки по поводу всего, что видим или слышим (или трогаем). Глядя на хороший снимок можно просто отдохнуть от этой привычки и позволить красоте, которую отобразил художник, просто быть и влиться в свое восприятие, а вместе с ней просто быть самому.
0

14 октября 2016 в 19:01 #
Юлия, спасибо, согласен
0

6 июля 2018 в 11:19 #
Максим
О каких классификациях упоминает Юлия? Нет у Артура ни чего подобного. Юлия видать очень очарована своим умным умом, что не замечает как пытается опровергнуть собственные вымыслы. И того, что статья Артура это и есть тот "ценный объект исскуства" рядом с которым и хочется молча отдохнуть и "просто быть самому". Вы-же Юлия шумите возле этой красоты. Честь и хвала Артуру, что он, хоть и являясь автором, как истинный мжчина не стал спорить с женщиной, которая забылась и забыла о том, что зто ОНА " ЧУВСТВОВАТЬ, а не думать.", а ОН "В своей публикации я поделюсь МЫСЛЯМИ о том,...". Тоесть мы по рвзному бытийствуем, женщина бльше чувства, мужчина разсуждение. Они призваны Творцом дополнять друг друга, а не противостоять. Ваш коментарий мог-бы стать хорошим дополнением если-бы не ВАШИ класификации. Феменисткам мало самим перестать быть женщинами, им обязательно надо чтоб и мужчина стал как они, ведь подругому с ними не сравниться. Тут похоже "подкарауливает опасность самоутверждения". Вообщем желаю вам Юлия, да и себе, слушать "маленькое мгновенье тишины" чтобы слышать а не говорить о нем, и любить исскуство в себе, а не себя в нем.
0