Canon FD 300mm f/5.6 S.C. – один из представителей многочисленной линейки 300-миллиметровых объективов, выпускавшихся компанией Canon с 1960 года…
Первый телеобъектив с таким фокусным расстоянием японцы спроектировали для продажи за рубеж, и он был рассчитан на использование в дальномерных фотокамерах с
байонетом S. Информации про Canon S 300mm f/4.0 очень мало. Известно, что он был выпущен в самом начале 1960 года, оптическая схема включала в себя 5 элементов в четырех группах, МДФ составляла полтора метра.
Удивительно, но для телевика с такой светосилой у объектива была сравнительно малый диаметр передней линзы – достаточно сказать, что к нему подходили светофильтры с резьбой 48мм. Вес объектива оказался весьма внушительным – 1 кг. 200 грамм.
Вот на такие камеры устанавливался первый телевик 300mm
А между тем, уже в 1959 году Canon выпустила свою первую зеркалку с
байонетом R. И парк оптики очень быстро пополнил объектив Canon R 300mm f/4.0 – он вышел одновременно со своим дальномерным аналогом! У этой линзы тоже было 5 элементов в четырех группах, она имела такой же вес, МДФ и диаметр под светофильтр.
Внешний вид Canon R 300mm f/4.0
С 1964 года компания Canon вводит новый тип байонета для своих зеркалок –
FL. Уже в 1965 году японцы выпускают неплохой зум 85-300mm с постоянной светосилой f/5.0. А спустя четыре года компания представила уже фикс с таким фокусным – Canon FL F 300mm f/5.6. Дополнительная буква F в названии указывает на то, что в объективе (впервые в мире, кстати) использовались искусственно выращенные кристаллы флюорита. Эта значительно снизило уровень хроматических аберраций, повысило контрастность изображения, а также помогло сделать объективы более компактными.
Линза включала в себя 7 элементов в шести группах (два элемента – флюоритовые); имела восемь лепестков диафрагмы; МДФ увеличилась до 3,5 метров; диаметр резьбы под светофильтр – до 58mm. Вес же объектива резко уменьшился – до 850 гр.
Внешний вид Canon FL F 300mm f/5.6
Проходит всего пять лет, и японская компания потрясает фотографов всего мира, выпустив объектив Canon FL 300mm f/2.8 S.S.C. Florite. Непревзойденная светосила для таких фокусных! Флюоритовые элементы! Передовой тип мультипросветления S.S.C.! Двенадцать лепестков диафрагмы!
Ну и цена, конечно же, тоже потрясала… Почти 400 000 йен!
Внешний вид Canon FL 300mm f/2.8 S.S.C. Fluorite
Забегая вперед, скажу, что герой сегодняшнего обзора был выпущен почти в тоже время и наряду с меньшей светосилой имел… ДЕСЯТИКРАТНО меньшую цену.
Да, мы наконец-то переходим к объективам серии FD. В 1971 году был выпущен Canon FD 300mm f/4.0 – но это еще не наш объектив, поскольку не имеет мультипросветления, маркируемого как S.C. (Speсtra Coating). Однако по своим характеристикам он уже весьма напоминает виновника сегодняшней публикации. Оптическая схема включает в себя 6 элементов в пяти группах, МДФ составляет 4 метра, вес – свыше килограмма, количество лепестков диафрагмы – 8, диаметр резьбы по светофильтр – 58 мм.
Не будет преувеличением сказать, что это был бюджетный вариант телевика с фокусным расстоянием 300мм. Да, у него уже нет флюоритовых элементов – но зато и цена тут же снижается более чем в два раза…
Однако, нужно отдать должное японцам – увидев объектив в работе, они решили его усовершенствовать менее затратным способом. И весной 1973 года на свет появился герой нашего обзора – уже с фирменным просветлением S.C. Да, оно не столь «крутое», как Super Spectra Coating, но все равно позволяет улучшить стойкость к боковому и контровому свету.
В остальном объектив почти полностью копировал своего предшественника. Почему «почти» — да потому что отличался меньшим весом, что наводит на мысль об определенных конструктивных изменениях
Внешний вид Canon FD 300mm f/4.0 S.C.
Но это еще не конец нашего путешествия в историю. Спустя год для байонета FD выпускается трехсомиллиметровый телевик со светосилой f/2.8. У него была усовершенствована фокусировка (сделана еще более плавной), а также доработан блок управления диафрагмой, после чего ее лепестки больше не запаздывали в момент срабатывания затвора.
В 1977 году появился усовершенствованный аналог героя нашего обзора. Отныне на нем гордо красовалась красная аббревиатура S.S.C. Кроме того, объектив стал вдвое легче и получил внутреннюю систему фокусировки (теперь вместо всего линзоблока двигалась только задняя группа линз). На целый метр уменьшилась МДФ, диаметр резьбы под светофильтр тоже уменьшился — до 55 мм.
Но и это еще не все.
В конце 1970-х годов в завершение модельного ряда FD компания Canon выпустила еще два 300-миллиметровых объектива – но уже со столь привычной нам светосилой f/4.0. Это были своеобразные «отцы» современных телеобъективов с байонетом EF и фокусным расстоянием 300mm…
После того, как Canon усовершенствовала свой байонет, и появилось крепление
NewFD, свет увидело еще несколько объективов с фокусным расстоянием 300mm. Например, в 1979 году – со светосилой f/4.0, 6 элементами в шести группах, девятью лепестками диафрагмы и минимальной дистанцией фокусировки в три метра.
В том же году появился менее дорогой вариант со светосилой f/5.6. Спустя год свет увидел вариант объектива со светосилой f/4.0 и литерой L. Еще через год появилась еще одна «элька» — но уже со светосилой f/2.8.
Ну, а в 1987 году наступила эпоха принципиально нового
байонета EF, который так знаком нам сегодня. Как известно, при переходе на новую систему удлинился рабочий отрезок – вот почему сейчас мы не можем без серьезной переделки использовать объективы с байонетом FD на современных камерах Canon.
В 1987 году перед компанией встала серьезная задача – как можно быстрее укомплектовать оптикой камеры с новым байонетом. Первыми фокусного расстояния в 300мм достигли два зума 100-300 со светосилой f/5.6 (один из них L-класса). Затем появился «элечный» фикс со светосилой f/2.8. В 1991 году компания выпустила менее дорогую эльку со светосилой f/4.0. Спустя шесть лет появился вариант со стабилизатром изображения. В 1999 году компания заставила вздохнуть конкурентов, презентовав фикс со светосилой f/2.8 и стабом. В 2011 году вышла вторая версия этого же объектива. И на сегодня это одна из вершин оптикостроения. Цена объектива составляет 7500 долларов…
***
Подводя итоги, я хотел охарактеризовать свой объектив как «крепкий середнячок». Но потом вдруг задумался. Нельзя называть объектив с таким фокусным расстоянием «середнячком». Ведь к покупке такой линзы подходят уже осознанно, имея опыт фотографирования и понимание, что именно ты хочешь получить с помощью телевика.
Поэтому при разработке таких объективов любая компания будет работать особенно тщательно – пусть даже они трудятся над бюджетным вариантом.
Вот почему при работе с Canon FD 300mm f/5.6 S.C. сразу бросается в глаза отменная резкость на открытой диафрагме (см. ниже пример с кошкой). Вот почему так низок уровень хроматических аберраций. Вот почему объектив так удобно ложится в руку и позволяет плавно фокусироваться и быстро менять диафрагму.
Данный объектив не может похвастаться каким-то сверхудожественным боке – но зато оно у него предсказуем спокойное и ровное. Цветопередача у стекла нормальная, ровная. Виньетирования практически не заметно. А вот контровый свет он все-таки не любит, в связи с чем бленда будет отнюдь не лишней.
В общем, если вам попадается такой исправный объектив за 2500-3000 рублей – берите, не пожалеете. Если сравнивать его с отечественным телевиком «Таир-3», то японский аналог при меньшей светосиле отличается гораздо лучшей эргономикой, контрастностью и резкостью. Кроме того, он значительно легче и компактнее. Уверен, что с помощью Canon FD 300mm f/5.6 S.C. вы получите больше интересных снимков с меньшими трудозатратами.
ЧИТАТЬ ОБЗОР ОБЪЕКТИВА CANON FD 200mm f/2.8