По интернету ходит немало снимков Красноярска советского времени – однако, большинство их них тиражные, известные и уже примелькавшиеся. Мне же удалось купить ряд снимков и открыток, где город предстает в относительно малоизвестном виде.
Начать хочется с самой редкой почтовой карточки в моей коллекции: «Вход в парк К. и О. им. Горького». Серия снимков с видами Красноярска была подготовлена фотографом И. Балуевым и издана Красноярским краевым госмузеем в 1940 году. На аукционах антикваров можно найти другие снимки серии – например, изображение Крайисполкома.
На данной почтовой карточке мы видим старую деревянную арку при входе в парк со своеобразным «логотипом» этого места отдыха. Дорога не мощеная, грунтовая – и сразу вспоминается второе народное название Красноярска в дореволюционные времена – «Ветропыльск».
Второй снимок не особо редок и относительно часто встречается в сети. Но он понравился мне свой атмосферой – тем более, что я часто бывал в этом месте. Называется фото «В-Сибирский край. Госзаповедник «Столбы». Дорога «Каштаком». Фото Скрябина». Выпущена открытка была в 1933 году издательством «СоюзФото».
На третьем фото показано здание краевой библиотеки с привычного ракурса. Чем же интересен этот снимок тогда? Фигурой автора. Фотограф Рафаил Мазелев еще до войны стал фотокорреспондентом ТАСС, затем был фронтовым фотографом, дошёл до Берлина. После войны он продолжил работу в разных издательствах – в том числе и «ЛиК», которое в 1965 году выпустило серию открыток, посвященную Красноярску.
Следующий снимок привлек своей поэтичностью. Дело в том, что большинство видовых фотографий Красноярска имеют некую «протокольную» направленность. Мол, смотрите, как растет и хорошеет гигант индустрии Восточной Сибири. А вот «Вечер на Енисее» выбивается из этого ряда. В нём есть настроение, ощущение места и времени. Авторство снимка неизвестно – скорее всего, их сделали в местном фотоателье, снабдили подписью и пустили в продажу. Кстати, сделать такой снимок было тогда непросто – надо было точно выбрать время сумерек, чтобы хватило света для экспонирования неба. Ни и в целом нужно было владеть техникой съемки, чтобы не ошибиться с чувствительностью плёнки, выдержкой и диафрагмой.
Скала «Малый Беркут» — весьма выразительный природный объект и снимают ее часто. Но публикуемый мной снимок относительно редок. По всей видимости он относится к такому же типу «павильонных» фотографий – то есть, сделан, подписан и растиражирован сотрудником одного из ателье сети «Крайфото».
Снимок театра Пушкина интересен тем, что на переднем плане запечатлены сразу два символа эпохи – автомобиль ГАЗ М-1 («эмка») и ГАЗ М-20 («Победа»). Выпуск первого начался еще до войны и закончился в 1942 году, а выпуск второго после войны только начался. На снимке мы видим специальную модель «Победы» модифицированную для работы в таксопарке. Судя по характерному виду дорожного покрытия, улица еще не асфальтирована. Скорее всего, снимок сделан в начале 1960-х годов, так как театр им. Пушкина уже имеет современный вид.
А вот снова проспект Мира (хотя в год фотосъемки он еще назывался «Проспект имени Сталина»). Почтовая карточка выпущена издательством «Красноярский рабочий» в 1954 году совсем небольшим тиражом – всего 1100 экземпляров.
На снимке мы вновь видим колею на грунтовой дороге и относительно оживленный трафик – едет два маршрутных автобуса, а люди спешат перебежать перед одним из них дорогу. Качество снимка, кстати, превосходное – отличный динамический диапазон, большая глубина резкости. Не исключено, что данная фотография впервые публикуется в сети.
Очаровала меня эта тенистая аллея в парке им. Горького. Фотограф так удачно подобрал момент, что передана и атмосфера теплой весны, и ощущение семейного отдыха. Судя по одежде, внешнему виду скамеек и урн снимок сделан в конце 1950-х годов.
Настала очередь цветных снимков (фотограф Д. Смирнов, издательство «Советская Россия»). Судя по беззаботности водителей, в 1968 году никто за отсутствие касок мотоциклистов не штрафовал. Проспект Мира свободен от машин – хотя летний день в само разгаре. На столбах видны фонари старой формы – еще чуть-чуть и они будут заменены на более современные – галогенные — свойственные всем современным городам СССР.
А это изображение взято с обложки путеводителя по Красноярску, выпущенном информационным бюро «Турист» в 1973 году. На снимке запечатлен нынешний символ Красноярска – часовня Параскевы Пятницы до ее реставрации. На заднем плане, кстати, хорошо виден затопивший город знаменитый красноярский смог.
Здание крайсовета (снимок 1972 года сделан Б. Подгорным для издательства «Планета»). Посмотрите, какие маленькие елочки приютились возле его фасада! Пройдут года и они станут высоченными хвойными красавицами, которые… срубят, чтобы высадить новые.
Ну, а следующую открытку того же издательства я размещаю с грустью. Посмотрите, каким зеленым был Красноярск в бытность его индустриальным центром Сибири. Сейчас же почти все насаждения на центральных улицах беспощадно уничтожаются по решению городских властей.
Ну, а завершить все же хочется на позитивной ноте. Приведенные ниже снимки проспекта Красноярский рабочий подобраны не просто так. Все эти здания стоят рядом с нашей фотостудией, где мы всегда будем рады видеть новых клиентов!
СМОТРЕТЬ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КРАСНОЯРСКУ