пр.Красноярский рабочий, 107 (ост. ТЮЗ)

Фотограф в изобразительном искусстве

Фотограф в изобразительном искусстве

28 января 2016 / 3859

Мы привыкли, что фотограф показывает нам мир. Но оказывается, порой и сам фотограф становится тем, кого запечатлели на полотнах… Ниже я приведу все картины с фотографами, которые смог найти в сети.


Паскаль-Адольф-Жан Даньян-Бувре
Паскаль-Адольф-Жан Даньян-Бувре. Картина "Новобрачные у фотографа". 1870 год (кликабельно)

Меня эта картина и тронула, и заставила улыбнуться. Вроде бы, ей почти полтора века — но как узнаваема ситуация и люди!
Вот жених, показывающий важность и достоинство; вот невеста, просто и естественно улыбающаяся в камеру. Мать невесты, переживая за результат, еще раз поправляет складки свадебного платья. А вот отец неподвижно и прямо сидит в кресле, наверное, не одобряя всей этой затеи...
Девочка внимательно и пытливо смотрит на фотографа и его непонятные манипуляции. Малыш на переднем плане уже весь извелся и его строго удерживает сидящий рядом взрослый. Дамы слева что-то живо обсуждаю между собой — быть может, нюансы недавней церемонии бракосочетания? 
Любой свадебный фотограф, снимавший в студии, наверняка вспомнит что-то похожее! И получается, что через потускневшую линзу времени на нас смотрим мы сами... А еще можно приглядется к условиям освещения, оценить схему света, посмотреть на драпировку и задники — в общем, эта картина действительно интересна любому современному фотографу!

Купец перед фотографом
П.М. Шмельков — «Купец перед фотографом». 1860-е годы 

А эта картина уже, конечно, пародийна. Сразу поясню для молодых читателей — голову купца поддерживает копфгальтер. Это специальное устройство обеспечивало неподвижность портретируемого во время длительной выдержки. Вот, кстати, карикатура на эту тему — посиди-ка несколько минут неподвижно!

копфгальтер

Непонятна только поза купца на картине А.М.Шмелькова — она едва ли не угодлива. А ведь на самом деле купцы стояли прочно и основательно, в кадр смотрели тяжело… Вот, пожалуйста, реальный пример ниже.

купец

Глядя на следующую картину, я сразу вспоминаю рассказ отца. В 1930-х годах в далекие деревни часто приезжали "фотографы", которые собирали народ, хлопотливо делали снимки, потом собирали деньги и наказывали: "Через неделю все быть на месте, привезу готовые фото!" Вы уже догадались, что ни через неделю, ни через две никто не приезжал? Да, фотограф снимал крышку с объектива, не зарядив в кассету пластину! Вот такая была форма мошенничества...

Фотограф в деревне
И.А. Владимиров. Фотограф в деревне. 1921 год

Ну, а на представленной картине видно одно: "Вот так чудо!" И детвора, и степенный мужик и, тем более, бабы не могу скрыть озадаченности: "Что это за штукенция такая — хвотография? Ишь ты, чего напридумывають..." И даже собака на заднем плане заинтересовалась!

Э.В.Матюшонок. Фрагмент картины "У Вiлейку"

А вот это произведение еще более необычно. Художник нарисовал жизнь провинциального города Вилейка, опираясь на фотографии сделанные Берки Берманом в начале ХХ века. Кстати, именно его мы и видим на представленном фрагменте — он словно приветствует именно нас!
Но самое удивительное в рамках моей публикации и другое. Дело в том, что в послевоенное время белорусский город Вилейка стал одним из центром производства фотоаппаратуры в СССР! Вот так удивительно переплелась история фотографии для нас, глядящих сейчас на эту картину... Ниже она представлена целиком


Э.В.Матюшонок


После своего появления фотография считалась не просто младшей родственницей живописи — а родственницей неполноценной, ущербной… Тем удивительнее, как быстро заняла она свое место в ряду изобразительных искусств! Настолько быстро, что уже в 1870 году профессия фотографа стала предметом интереса художника...
Нам сейчас уже и не понять, что значила фотография для наших мам и пап, дедушек и бабушек. Эти пожелтевшие листочки с пятнамии царапинами несли в себе нечто большее, чем просто изображение. Они сохраняли словно бы само время, его атмосферу, его суть... 

фотография в искусстве

Божий  М. М. «Таня, не моргай». Холст, масло, 72х72 см. 1954.

Глядя на старые снимки, мы вдруг переносимся в прошлое и ощущаем его так явственно, так живо, что с этим ощущением ничто не сравнится. Есть магия портрета, выполненного живописцем. Есть очарование цифровой картинки. И есть неповторимое волшебство, которое нам дарит лишь старый снимок. 
Наверное, именно поэтому фотография интересна художникам. А еще потому, что она уже давно стала неотъемлемой частью нашей жизни...

Виолетта Базалий
Виолетта Базалий. "Фотограф"



ФОТОГРАФ В МУЗЫКЕ


 

Похожие статьи:

БлогСайт для фотографа

фотограф история искусство


Комментарии 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!